Апробация инклюзивного образования начнется в 2015 году
Порядка 55 миллиардов рублей понадобится для введения нового образовательного стандарта для детей-инвалидов и на продвижение системы инклюзивного образования в России. Пока что особых учеников могут принимать только 12 процентов школ (это 6 тысяч учебных заведений), к 2015 году таких может быть 20 процентов.
“Введение стандарта предполагает дополнительные существенные затраты. Мы оцениваем их по России примерно в 55 миллиардов рублей. С учетом того, что наши общие затраты на образование составляют 3 триллиона рублей, это не очень много, но тем не менее это значительная сумма, которую в бюджете каждого региона необходимо предусмотреть”, – сказал глава Минобрнауки РФ Дмитрий Ливанов на всероссийском семинаре-совещании по вопросам развития социальной сферы субъектов РФ.
Вроде бы сейчас любая школа может принимать и учить детей с ограниченными возможностями здоровья, но это не так. И дело не только в пандусах и лифтах, хотя, безусловно, и они нужны. Самая большая проблема в том, что учителя ни психологически, ни методически не готовы к тому, что к ним в класс посадят ребенка с ДЦП или синдромом Дауна. Есть и еще более трудные вопросы. В тех школах, где инклюзив есть, педагоги не знают, какой документ об образовании выдавать особым ученикам. Обычный аттестат? Ребенку с синдромом Дауна никогда не написать даже базовый ЕГЭ по математике. Документ коррекционной школы? Так ведь он учился в обычной.
Минобрнауки пояснило: готов и вводится новый стандарт для инклюзивного образования. Он будет внедряться поэтапно и станет действовать только для обычных школ с инклюзивом. Пилотная апробация начнется в 2015 году. Но коррекционные программы тоже останутся, их сеть не будет сокращаться до тех пор, пока они востребованы.
– Важно оставить у родителя право выбора: будет ли ребенок учиться в обычной школе по инклюзивному образованию или в специальной коррекционной школе. А это значит, что сеть специальных коррекционных школ должна сохраняться. Недопустимо ее сокращение, – сказал Дмитрий Ливанов.
Педагоги, которые работают в школах с инклюзивом, предлагают учитывать особых учеников при рейтинговании учебных заведений и более четко продумать механизм финансирования. Сейчас деньги в повышенном размере идут только на ученика с инвалидностью. А если родители по каким-то причинам не оформили ее, школа получает на особого ученика столько же, сколько и на обычного. В Москве норматив для некоторых категорий учеников составляет 360 и 240 рублей в год. Обычная сумма – 120 тысяч рублей.
К слову, известная актриса Эвелина Бледанс, сын которой родился с синдромом Дауна, считает, что для ее ребенка подошли бы инклюзивный детский сад и школа. Между тем на фоне общих слов заботы по отношению к таким детям в Инстаграме была заблокирована страничка ее сына, который они от его имени вели вместе с мужем. Вот что она рассказала в одном из интервью “РГ”.
– Моему сыну Семену два с половиной года, он ходит в самый обычный московский детский сад. Никаких инклюзивных программ там нет. Когда Семен будет постарше, планируем перевести его в другой детсад. Прекрасно, если там будет инклюзия. Большинству “особенных” детей трудно попасть в детский сад.
Обычно находятся разные причины, чтобы не взять такого ребенка. Мы хотели бы, чтобы Семен потом пошел в обычную школу. Для таких детей очень важно учиться вместе с обычными ребятишками. И когда говорят, что для детей с синдромом Дауна и вообще для детишек с особенностями развития надо открывать красивые, удобные, но отдельные детские сады или школы, я с этим категорически не согласна.
Источник: Российская Газета