Студия – НСИ

zvezda_150_auto

Игры народов мира

minelab-game

Форум для инвалидов

Инвалид ру - cервер для больных и врачей
Это невозможно - сказала Причина. Это безрассудно - ответил Опыт. Это бесполезно - отрезала Гордость. Попробуй - шепнула Мечта.
Любовь Уколова

Никаких оправданий: «Спорт – моя работа» – интервью с паралимпийцем Олегом Балухто

c1c57511669beb37d05803dda45ad20bОлег Балухто – мастер спорта международного класса, многократный призер Чемпионатов и Кубков мира по лыжным гонкам, участник Паралимпийских игр в Ванкувере.

На днях мы побеседовали с Олегом о спорте, спортивном духе и о том, нужна ли России грядущая Олимпиада в Сочи.

– Здравствуй, Олег! Спасибо, что не ищешь «Никаких оправданий».

– Здравствуй, Настя! Спасибо за приглашение в спецпроект.

– Олег, расскажи о своем детстве: где ты родился?

– Я из города Клинцы Брянской области. Это небольшой провинциальный городок с населением порядка 80 тысяч человек. Здесь я и родился, и рос, и учился.

Учился в обычной средней школе. После окончания 10 класса, на летних каникулах подрабатывал на стройке. Произошел несчастный случай – 11 класс доучивался уже без руки.

– Жизнь сильно изменилась?

– Да, довольно существенно. Первая мысль была: «Что друзья скажут?».

Лежал в больнице и думал, как воспримут это знакомые, ведь предстояло еще 11 класс доучиваться. А домой приехал, пришли друзья, пообщались. Конечно, сначала было непривычно – и мне, и им. Но дальше общение пошло на равных.

Я не зациклился на случившемся: пошел в школу, посещал различные мероприятия, стал ездить на соревнования.

– Чему пришлось научиться после травмы?

– В основном были бытовые проблемы. Например, шнурки завязать. Поначалу пришлось тяжеловато, но человек ко всему приспосабливается. Сейчас, спустя 10 лет, я живу и не замечаю, что у меня нет руки.

– Кто больше всех поддержал тебя в тот момент?

– Родители. Не дали замкнуться в себе, опустить руки. Я еще в больнице лежал, а они уже обзванивали брянские вузы, узнавали, есть ли условия для обучения инвалидов – строили планы на будущее.

– Кстати, какое образование ты получил?

– После школы я пошел учиться в Московскую государственную академию физической культуры. Закончил ее заочно. Учился на кафедре лыжных гонок.

О, Спорт, ты – жизнь!

– Олег, как ты попал в спорт? Почему именно лыжи?

– Я пробовал разными видами спорта заниматься – и футболом, и легкой атлетикой. Но нигде не сложилось.

Лет в 13 я пришел в секцию лыж. Занимался около года, но постоянные тренировки, довольно серьезные нагрузки – как-то мне все это не понравилось. Бросил.

А в 16 лет, когда уже произошел со мной несчастный случай, бывший тренер – Киреичев Николай Алексеевич – подошел и сказал: «Олег, хочешь снова тренироваться?». Я ответил: «Давайте попробуем», хотя не очень представлял, как это возможно без руки.

Попробовали. Получилось.

– На этот раз лыжи понравились?

– Да. 🙂 Понравилось разнообразие подготовительного процесса: и кросс, и роллеры, и имитация, и велосипед, и плавание и непосредственно лыжи. К тому же, стало получаться. Начал ездить на соревнования, взял серебро на первенстве России. Втянулся.

– Какой у тебя сейчас график тренировок?

– Тренируюсь каждый день, 2-2,5 часа утром и 1,5-2 часа вечером. Но продолжительность зависит от типа тренировки: скоростная, силовая и т.д.

– И никаких праздников и выходных?

– От отдыха многое зависит. 🙂 Если постоянно тренироваться, не будет прогресса, организм будет перегружен. Отдых – один из ключевых моментов подготовки. Важно правильно рассчитать периоды восстановления, поэтому без выходных нельзя.

– Я правильно поняла, что твое возвращение в спорт – это, во многом, заслуга тренера?

– Да. Он и до меня тренировал инвалидов. В частности, Валерия Павловича Купчинского, 9-кратного паралимпийского чемпиона среди слабовидящих. Так что, Николай Алексеевич хорошо знаком с инваспортом.

– Олег, а в чем отличие обычного спорта от параспорта?

– Есть разграничения по категориям. Например, спортсмены с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Внутри категорий спортсмены делятся также по классам.

У каждого класса свой коэффициент: нормативы здорового спортсмена берутся за 100% и по ним, в зависимости от степени инвалидности, высчитывается норматив для параспортсмена. Например, у меня коэффициент составляет 96% (минус 4% от времени обычного лыжника).

Инвалиды соревнуются между собой, исходя из своих коэффициентов. Со здоровыми не бегаем.

– А если брать психологическую составляющую, есть отличия?

Мне кажется, у инвалидов спортивный дух более выражен. Каждый из них уже прошел через серьезное испытание в жизни – травмы, аварии, болезни. Они уже преодолели себя. Закалились. Поэтому мотивации чуть-чуть больше.

– Что такое спортивный дух?

– Настрой на победу.

Citius, Altius, Fortius!

– В нашей стране заговорили о параспорте после Игр в Ванкувере. Сами же паралимпийцы отмечали, что самая большая сложность – это покупка дорогостоящего специнвентаря. С какими трудностями столкнулся ты в профессиональном спорте?

– Когда ты в сборной, тебя экипирует Министерство. Все дают: и лыжи, и одежду. Случаи, когда приходится искать финансовую помощь на стороне, исключительны.

Поэтому трудности, которые у меня возникали, носили, опять же, бытовой характер. Самая большая проблема – передвижение. Когда ездил на соревнования, не было сопровождающего, приходилось тяжелые чехол с лыжами и сумку тащить на себе, одной рукой.

– А тренер разве не сопровождает спортсмена?

– Тренер ездит только на Чемпионаты России. На внутренних соревнованиях он помогает, лыжи готовит, а на международные езжу один. Поэтому приходится часто просить друзей, одноклассников, которые живут в Москве – встретить, проводить. Всегда откликаются.

– Посторонние люди когда-нибудь помогали?

– Практически нет.

– Как ты попал в сборную?

– В 2005 году выступил на первенстве России. Стал вторым. По правилам, кто в призах — попадают в молодежный резерв. В 2006 году на Чемпионате России я взял серебро и бронзу. Это позволило попасть в состав сборной.

– Сейчас ты – мастер спорта международного класса, многократный призер Чемпионатов и Кубков мира. Так?

– Все верно. С Кубков мира у меня много медалей разного достоинства. На Чемпионате мира 2009 года – серебро на длинной гонке классикой; в 2011 году – бронза в биатлоне.

К сожалению, не получилось то, что хотелось, в Ванкувере. Претендовал на призовые места. Но были проблемы со смазкой. Это не позволило высоко подняться – только 6 место.

– 10-ка лучших – хороший результат. Тем более, в лыжах многое зависит от погоды…

– Да, в лыжах, не только в инвалидном спорте, но и вообще, далеко не все зависит от спортсмена. Смазка, погода – все это условия побед. Часто слышу, как ругают основную сборную, а, кто знает, может у спортсмена просто лыжи не поехали.

– Ты едешь в Сочи?

– Пока неизвестно. Идет отбор. Сейчас идут соревнования, после них, в конце января – начале февраля, станет ясно, войду я в сборную или нет. Но на декабрьском этапе Кубка мира в Канаде я выступил не очень – 7 и 8 места. Такие результаты обычно не позволяют попасть в сборную.

– Среди паралимпийцев сильная конкуренция?

– На международной арене нет.

С каждым годом уровень спортсменов во всем мире растет. Но наши параспортсмены, все равно, – одни из сильнейших. Это показал и Турин, и Ванкувер, когда мы собрали наибольшее количество золотых медалей и стали первыми в общекомандном зачете. Бывает, международные соревнования напоминают чемпионат России, так как весь пьедестал наш. 🙂

– Это заслуга русского характера или наши ребята просто лучше подготовлены, у нас лучше тренеры?

– Всего по чуть-чуть. И школа хорошая, и тренеры хорошие, и инвентарь мы стараемся закупать неплохой. Но и характер, конечно же, влияет.

– Раз уж мы заговорили о Сочи, задам тебе «неудобный» вопрос. Считанные дни остались до открытия Игр, но население не радуется, а злится. То факел гаснет, то сгорает дотла – денег потрачено много, а гордиться пока нечем. Как ты относишься к проведению Олимпиады в России?

– Если бы я не был профессиональным спортсменом, я бы согласился с мнением, которое бытует в обществе, мол, лучше бы эти деньги вложить в развитие регионального спорта, построить в каждом провинциальном городе по спортивному комплексу и т.д.

Но, как спортсмен, я скажу – Олимпиада нужна. Объясню почему. Во-первых, это очень престижно, когда соревнования такого уровня проходят у тебя дома. Как бы ни банально прозвучало, стены помогают.

Во-вторых, она поможет изменить отношение людей к инвалидам. У нас инвалидный спорт до Ванкувера практически не освещался. В Турине изредка мелькали сообщения в новостях, что кто-то из паралимпийцев взял медаль, и все.

Если из Сочи будут прямые трансляции по центральным каналам выступлений параспортсменов, обстановка изменится. Люди поймут, что инвалид – это человек, который может профессионально заниматься спортом и повышать престиж страны.

В-третьих, Паралимпийские игры могут изменить отношение к жизни самих инвалидов. Она должна дать им толчок. Они посмотрят и увидят, что можно жить иначе, ходить в спортзал, тренироваться.

– Олег, а зрители приходят на соревнования параспортсменов, кроме родственников и друзей?

– За границей, практически нет. Смотришь соревнования здоровых – полные трибуны, болельщики с плакатами возле трасс. У инвалидов такого нет. Соревнования порой напоминают тренировку. Нет рекламы – нет зрителей.

Даже в Ванкувере на трибунах были только официальные делегации, сопровождавшие сборные. Иногда еще привозили детей.

А вот в России наоборот. Когда в 2010 году в Ханты-Мансийске проходил Чемпионат мира по биатлону, было много болельщиков. Трибуны были почти полностью заполнены, люди кричали, аплодировали, стояли на трассах.

– Серьезно?

– Абсолютно!

Вера в будущее

– Олег, тогда почему многие люди стараются не замечать инвалидов? Пройдут на улице мимо и руки не подадут.

– Просто есть стереотип: инвалид – это попрошайка. Раньше у людей с ограниченными физическими возможностями зачастую не оставалось выбора – работы не было. Когда человек приобретает инвалидность, у многих опускаются руки. Думая, что жизнь закончилась, люди сидят дома, кто-то спивается…

Так что, инвалиды сами во многом породили этот стереотип. Общество лишь отреагировало.

На самом деле, жизнь продолжается. Нужно лишь перебороть себя.

– Ты женат. Супруга – красавица. Как ты будешь воспитывать детей, в плане общения с инвалидами?

– Сложный вопрос. Просто постараюсь объяснить, что в жизни всякое бывает. Инвалиды – не инопланетяне. Нужно относиться к ним так же, как к здоровым.

– Я знаю, что, помимо лыж, ты неравнодушен к автомобилям. Не думал заняться еще и автоспортом?

– Автомобили – это мое хобби. Были мысли попробовать. Выступал же Алессандро Наннини после травмы в «Формуле-1». Тем более, что люблю экстремальную езду. В городе езжу аккуратно, уважаю других участников движения, но на закрытых площадках нравится выходить из крутых виражей. Но, к сожалению, у нас нет трасс для подготовки.

– Кстати, а почему ты до сих пор не перебрался в Москву?

– Москва красивый город, но там слишком много суеты. В Клинцах — 2 минуты и я в спортзале, а там пробки, спешка. Люблю спокойствие.

– Ты где-то еще работаешь, помимо спорта?

– Спорт – моя работа. Я работаю в спортшколе спортсменом-инструктором, то есть одновременно тренируюсь и помогаю в каких-то вопросах тренеру.

– Приходит молодежь в лыжный спорт?

– Приходит. Но остаются единицы. Проходит набор, появляются 20 новых ребят, лет по 10-12, – «О, лыжи! Прикольно». А лыжи – это тяжелый вид спорта. Дети приходят неподготовленные, и, когда начинаются нагрузки, отсеиваются. Проходит неделя – уже 10 человек осталось. Еще неделя – еще меньше. В результате, остаются 2-3 человека, которым действительно понравится.

Тем более, город маленький, и есть другие секции. Недавно вот построили современный футбольный комплекс. Детям проще мяч погонять – в лыжи завлечь сложно.

Кстати, возможно, Сочи поспособствует еще и этому – у подрастающего поколения появится интерес к лыжному спорту.

– Чем ты планируешь заниматься после окончания спортивной карьеры?

– Думал об этом. Скорее всего, буду работать тренером. У меня 10-летний опыт в инваспорте. Не хочу, чтобы он пропал. Хочу работать с инвалидами. Думаю, даже в моем городке смогу найти желающих.

– О чем мечтаешь вне спорта?

– Жена есть, поэтому мечтаю о детях.

– Наш проект называется «Никаких оправданий». Как ты понимаешь эту фразу?

– Жить и не думать, что ты инвалид. Идти вперед. Знать, что, как бы ни было, все наладится.

– Олег, пожелай что-нибудь читателям Лайфхакера?

Наслаждайтесь жизнью. Она одна. Радуйтесь новому дню. Пробуйте новое. Чтобы, по прошествии лет, не было стыдно.

– Спасибо, Олег! Новых побед тебе!

– Спасибо, Настя!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Комментарии запрещены.

1
EnglishFrenchGermanItalianPortugueseRussianSpanish

Мы знаем ответ!

Мы знаем ответ!

ИНТЕРНЕТ-ПРИЁМНАЯ !

knopka

АНО ЦЭС “МИР, ДОСТУПНЫЙ ДЛЯ ВСЕХ”

Logo_big

Центр экспертизы и сертификации «Мир, доступный для всех» создан в январе 2015 года в форме Автономной некоммерческой организации.

Центр осуществляет свою деятельность на основе стандарта - Система добровольной сертификации «Мир, доступный для всех», разработанного во Всероссийском обществе инвалидов (г. Москва) и зарегистрированного в реестре №РОСС RU.K1039.04ЖЖЖО.

Центр создан при участии Всероссийского общества инвалидов, Всероссийского общества глухих.

Карта доступности объектов

1_01

Трудоустройство для инвалидов

Трудоустройство для инвалидов

Информация о наличии вакантных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в том числе в счет установленной квоты для приема на работу инвалидов.

«СОЦИАЛЬНОЕ ТАКСИ»

soc_takxi_2

Мой маршрут

Мой маршрут