Родители инвалидов превратятся в педагогов
С 1 сентября 2016 года все российские школы должны перейти на инклюзивный стандарт образования. Другими словами, обучать детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по разным медицинскими показаниям вместе со здоровыми. Реально же, как выяснилось вчера на ток-шоу по инклюзивному образовательному стандарту, этого не произойдет. В лучшем случае, часть общеобразовательных школ откроет набор для ребят с каким-то одним заболеванием.
Прятать людей с ограниченными возможностями от общества и избегать неприятного слова «инвалиды» в нашей стране перестали лишь в 90-е годы прошлого века. Вначале это коснулось взрослых, затем детей. И вот в конце прошлого года был принят беспрецедентный стандарт инклюзивного образования – набор из 4 вариантов программ разной сложности для каждого из девяти стандартов, предназначенных для детей с различными заболеваниями. “Это – действительно, продвинутые стандарты,- заявил замминистра образования и науки Вениамин Каганов.- Но самая ответственная стадия – их внедрение для конкретных детей. Чтобы новый стандарт стал реальным, нужны соответствующие условия – переподготовка педагогов, создание условий обучения и т.д. А это пока происходит далеко не везде”.
Действительно, по декабрьским приказам министерства прошлого года, в 2016-17 учебном году органы управления образования на местах должны открыть все общеобразовательные школы своей территории для ребят со всеми возможными заболеваниями, будь то опорные, зрение, слух или, скажем, ментальные. Однако для многих семей переговоры со школой не станут успешными. Более того. Минобрнауки, признался Каганов, и не рассчитывает, что все российские школы станут на 100% доступными для ребят с проблемами здоровья с 1 сентября 2016 года: “Чудес не бывает,- предупредил он.- Наша задача – без паники, разумно, напрягая все ресурсы, создавать все больше школ, готовых принять этих детей. Думаю, что вначале, особенно в крупных городах, появятся школы, специализирующиеся на инклюзиве по определенному заболеванию – например, для слабослышащих ребят, как практикуется сегодня, скажем, во Владимире”.
Почему же это происходит? Одна из основных проблем, тормозящих процесс – отсутствие необходимого количества педагогических кадров. И речь идет не только об учителях, способных учить в одном классе условно здоровых детей и, скажем, умственно отсталых. (Таким методикам, как оказалось, учат лишь нынешних первокурсников педвузов, а остальных студентов, не говоря об уже действующих учителях, лишь доучивают и переучивают). Остро не хватает и специалистов-коррекционщиков, без сопровождения которых обучение детей с проблемами здоровья немыслимо в принципе: “Без создания условий для обучения таких детей стандарт будет пробуксовывать,- предупредила директор Института проблем детства Татьяна Волосовец.- Но в 2014 году Минобрнауки провело мониторинг условий обучения в коррекционных школах для детей с ОВЗ, и оказалось, что с кадрами беда! Есть школы 8-го вида (для умственно отсталых детей с самыми серьезными проблемами – “МК”), где на всех детей приходится всего один дефектолог! А ведь нам надо за год насытить профессиональными кадрами все школы – как коррекционные, так и массовые”.
Делать это придется за счет регионов – и это вторая серьезная проблема. Создать в каждой школе мощную группу сопровождения обучения инвалидов дело очень дорогое: тут и психологи, и воспитатели-тьюторы, и логопеды, и дефектологи, и сурдоспециалисты, и т.д. и т.п. Но денег на это нет: большинство школ “не потянули” даже простеньких психологов, поувольняв их за последние год-два. А что уж говорить о столь мощной команде профессионалов! Между тем, “общее образование – компетенция регионов, и средства придется изыскивать именно там”,- заявил “МК” Вениамин Каганов.- За счет федеральных субсидий – только создание площадок для стажировки. Средства надо искать в бюджете школ!”
Есть и нерешенные вопросы законодательства. Так, например, дополнительный норматив бюджетных средств, выделяемых на обучение ребенка-инвалида есть. А вот на учащегося с ОВЗ – “не всегда”, признал Каганов. Отсутствует и профессиональный стандарт помощника ученика-инвалида – например, из числа волонтеров. А это еще сильнее усложняет жизнь регионов, пытающихся нащупать свои пути решения проблемы. Идеи, кстати, там есть. Так, в Тамбовской области, рассказала “МК” глава местного управления образования Наталья Астафьева, ищут ресурсы в семье: “Мы предлагаем, чтобы родители, бабушки или дедушки детей с проблемами здоровья проходили переподготовку и работали сопровождающими своего ребенка”.