Общественники РФ впервые направили в ООН предложения в сфере инклюзии
Российская национальная коалиция “За образование для всех” направила в ООН свои предложения к главе 24 Конвенции ООН о правах инвалидов, которая декларирует доступность инклюзивного образования. Российские общественники участвуют в данном процессе впервые, предлагая комментарии на основе собственного опыта реализации положений конвенции.
Российская национальная коалиция “За образование для всех” направила в ООН свои предложения и комментарии к главе 24 Конвенции ООН о правах инвалидов. Эта статья посвящена праву людей с инвалидностью на образование и декларирует необходимость и доступность инклюзивного образования. Уточнения к отдельным главам этого документа разрабатываются регулярно. Российские общественники участвуют в этом процессе впервые.
“В процессе реализации положений и статей Конвенции государствам-участникам становится понятно, какие моменты нуждаются в дополнении и уточнении, это обычная практика Организации Объединенных Наций, — пояснила Денис Роза, директор РООИ “Перспектива”. — Организации, входящие в коалицию, занимаются продвижением инклюзивного образования в России уже более 10 лет, поэтому, исходя из своего опыта, мы направили свои комментарии и предложения, уточнив, как можно сделать реализацию этой статьи более эффективной”.
Национальная коалиция “За образование для всех” была сформирована в 2005 году и состоит из 15 региональных общественных организаций людей с инвалидностью или родителей детей с инвалидностью. Очередная рабочая встреча коалиции прошла в марте в Москве, и на ней обсуждались предложения по уточнению статьи 24.
В частности, предлагается сделать обучение школьных учителей методикам работы с детьми с инвалидностью обязательным элементом программы педагогических вузов и курсов переподготовки уже работающих преподавателей. Кроме того, в комментариях российских общественников говорится о стимулировании преподавателя для адаптации школьной программы под индивидуальные нужды конкретного ребенка и закреплении механизма утверждения этой программы образовательным учреждением.
Также в перечне предложений — обязательное обучение руководителей и сотрудников образовательных учреждений грамотному использованию ресурсов, предоставляемых государством для создания безбарьерной школьной среды, с обязательным мониторингом результатов родительским сообществом и профильными НКО.
Авторы комментариев считают, что образовательный маршрут ребенка должен быть разделен на уровни, начиная с раннего вмешательства и развития к начальной, средней школе, и наконец — высшему и профессиональному образованию. В документе говорится, что все ступени взаимосвязаны, и для ребенка с любой формой инвалидности необходимо обеспечить преемственность и недискриминационный переход на каждый новый уровень.
Одним из важнейших пунктов стало предложение о выявлении всех детей с самыми разными формами инвалидности и предоставления им равного доступа к инклюзивному образованию, вне зависимости от того, кто представляет их интересы и где они находятся (в семье или интернате).
Также общественники указали на необходимость разработки системы оценки инклюзии как для школы, так и для надзорных органов: ведь между реальной инклюзивной школьной средой и формальным зачислением ребенка с инвалидностью в образовательное учреждение с предоставлением образовательных услуг на дому или дистанционно есть существенная разница.
Источник: РИА Новости