Общественная палата предлагает обязать автошколы учить инвалидов
Председатель комиссии Общественной палаты России по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Владимир Слепак и председатель комиссии по поддержке семьи, детей и материнства Диана Гурцкая направили обращение вице-премьеру Ольге Голодец с предложением изменить условия лицензирования автошкол. По правилам, автошколы могут получить лицензию, только если они предоставят «специальные условия» людям с ограниченными возможностями здоровья. Но в реальности они очень редко выполняют это требование или выполняют его формально. Общественная палата предлагает конкретизировать условия и прописать, сколько именно специальных автомобилей и других технических средств для обучения инвалидов должна иметь каждая автошкола.
Как рассказали в автошколе для инвалидов «Надежда», работающей в Москве, в год учиться приходят 40–60 человек — без руки, без ног, с ДЦП (детским церебральным параличом) и другими болезнями. От них требуется больше решимости и терпения, но если они научатся ездить, то на дороге ничем не будут отличаться от остальных водителей, говорит директор школы Алла Соловьева, водитель с 30-летнем стажем, которая лишилась в юности одной ноги.
В Общественную палату, как сказано в письме (есть в распоряжении «Известий»), из многих регионов поступают жалобы от людей, у которых есть инвалидность. Они пишут, что автошколы отказываются принимать их на учебу.
Между тем в 2014 году вступили в силу поправки в федеральный закон «О безопасности дорожного движения», и теперь автошколы считаются профессиональными образовательными организациями (раньше считалось, что они предоставляют дополнительное образование). По законодательству, такие организации, чтобы им дали лицензию, должны в том числе создать «специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья». Таким образом, все автошколы должны иметь машины для инвалидов, пандусы и т.д., но это требование на практике не выполняется. Поэтому, как отмечает Владимир Слепак, необходимо изменить условия лицензирования и прописать для автошкол минимальное число «технических средств, адаптированных для подготовки инвалидов в качестве водителей различных категорий». Также, по его словам, нужно прописать в нормативных актах, что инвалиды должны обучаться на площадках, «приближенных к месту жительства».
По словам экспертов, пока реформа автошкол принесла людям с ограниченными возможностями больше разочарования, чем радости. Например, та же «Надежда», работающая в городе 23 года, скоро будет закрыта — она не выдерживает груза обязательств, которые теперь прописаны в законе. Прежде всего речь идет о необходимости иметь собственную тренировочную площадку — ее нет. Сейчас Ассоциация автошкол Москвы помогает найти учреждение, которое примет у «Надежды» и инструкторов, и автомобили. Переоборудование автомобиля для инвалида стоит не так дорого — от 10 тыс. до 180 тыс. рублей.
Как рассказал председатель правления «Гильдии автошкол» Сергей Лобарев, организация также получает жалобы на то, что «маломобильным гражданам» автошколы не предоставляют «специализированного подвижного состава для прохождения практических занятий по вождению». Но он считает, что для инвалидов нужно создавать специализированные автошколы, где им можно будет уделять больше внимания, чем обычным учащимся.
— Принятие непродуманных нормативных актов привело к тому, что люди с ограниченными физическими возможностями стали бременем не только для автошкол, но и для большинства обучающихся в них граждан, — сказал Сергей Лобарев. — Например, занятия по теории и изучению ПДД в классе с 30 учащимися попросту срываются из-за присутствия двух слабослышащих людей. Время на уроке теряется из-за присутствия сурдопереводчика или повторов педагогом по несколько раз одного тезиса, который не слышит ученик с нарушениями слуха. В итоге, стараясь удовлетворить интересы большинства учащихся, автошколы под различными предлогами отказывают таким людям в возможности пройти обучение.
По словам Сергея Лобарева, после реформы автошкол (необходимость иметь собственные помещение и площадку, введение новых программ и т.д.) «выжила» менее половины учреждений (5 тыс. из 11,4 тыс.). По его мнению, не более 5% автошкол России смогут не формально, а добросовестно «создать условия профессионального обучения» инвалидов. А судя по поступающим жалобам, сейчас это делают менее 1% учреждений. Некоторые автошколы — под угрозой закрытия именно из-за требованиям по инвалидам. Сейчас, как рассказал Сергей Лобарев, контролирующие органы приостанавливают выдачу лицензий автошколам, если у них нет пандусов, специализированных лифтов, поручней, туалетов, помостов для инвалидов.
— Но по факту они остаются невостребованными, поскольку, например, в Москве в 150 автошколах за один год лишь 60 человек с ограниченными возможностями здоровья получили водительские удостоверения, — сказал он.
По его словам, «профессиональное сообщество обеспокоено формализованностью нормативно-правовых документов, регламентирующих правила обучения в автошколах граждан с ограниченными возможностями».
— Профессионалы автообразования считают, что людей с ограниченными возможностями здоровья на курсах подготовки может стать в 3–4 раза больше, если для них будут созданы действительно необходимые условия обучения: будут разработаны адаптивные программы с учетом конкретного заболевания, появятся специализированные автообразовательные центры, оснащенные специализированными учебными автомобилями и имеющие соответствующий квалифицированный преподавательский состав. Только в этом случае люди с ограниченными возможностями смогут получить необходимые знания и навыки и стать полноправными участниками дорожного движения.
izvestia.ru