Минтруд внес на утверждение в правительство проект госпрограммы «Доступная среда»
Проект госпрограммы «Доступная среда на 2011–2020 гг.» внесен в установленном порядке в правительство. На следующей неделе документ планируется рассмотреть на заседании кабмина. Озабоченность активистов ОНФ по поводу переноса дважды сроков внесения проекта госпрограммы в правительство была далеко не безосновательна. По имеющейся информации, разногласия с Минфином по объемам финансирования госпрограммы пока сохраняются.
В 2014 г. президент России, лидер ОНФ Владимир Путин поручил правительству продлить госпрограмму «Доступная среда» до 2020 г. На втором «Форуме действий» ОНФ в конце прошлого года были озвучены ориентиры новой программы, а именно – преодоление негативных социальных последствий глобального экономического кризиса и создание общественного фундамента для продолжения успешных социальных преобразований. С учетом необходимости усиления антикризисного компонента госпрограммы было предложено ориентировать ее на создание необходимых условий для перевода людей с инвалидностью из категории экономически пассивной в категорию экономически активной части населения. Для этого Минтруду было рекомендовано усилить ее реабилитационную направленность, включая меры по содействию трудоустройству и занятости инвалидов, совершенствованию системы их обеспечения средствами реабилитации. Кроме этого, «фронтовики» рекомендовали Минтруду в 2016–2020 гг. продолжать проведение в регионах России мероприятий по созданию условий доступности для инвалидов в таких приоритетных сферах, как здравоохранение, образование и культура, а также предусмотреть завершение модернизации деятельности учреждений медико-социальной экспертизы (МСЭ).
На расширенном заседании пяти рабочих групп ОНФ 25 февраля текущего года по обсуждению госпрограммы «Доступная среда на 2011–2020 годы» были приняты конкретные решения, касающиеся ее подготовки. Они затрагивали сферу обеспечения доступности объектов и услуг с учетом потребностей инвалидов, МСЭ, реабилитацию и абилитацию, содействие трудоустройству и занятости инвалидов, сферы образования и культуры, развитие реабилитационной индустрии и системы обеспечения инвалидов средствами реабилитации.
Член рабочей группы ОНФ «Социальная справедливость», сопредседатель подмосковного отделения Фронта Александр Лысенко в целом положительно оценивает соответствие новой госпрограммы рекомендациям «фронтовиков». «Из 28 рекомендаций, сформулированных ОНФ, в новой госпрограмме полностью учтены 25 рекомендаций. Они отражены либо в перечне мероприятий госпрограммы, либо в разделе, посвященном мерам правового регулирования. Из трех неучтенных рекомендаций одна, касающаяся расширения возможностей использования материнского капитала на цели реабилитации детей-инвалидов, уже реализована правительством. Рекомендация по поддержке инициатив Республики Крым, направленных на развитие в регионе системы комплексной реабилитации инвалидов, учтена частично. В частности, Минтруд считает достаточным то, что регион получил в прошлом году субсидию на поддержку региональной программы по формированию доступной среды в размере 123 млн руб., в этом году – 45,6 млн руб. Получение субсидий Крымом запланировано до 2018 г. включительно. Кроме этого, в республике предусматривается внедрение результатов пилотного проекта госпрограммы по отработке подходов к формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов».
«Фронтовики» выразили серьезную озабоченность отказом Минздрава учесть рекомендацию ОНФ относительно введения предельных сроков обследования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в целях их направления на освидетельствование в учреждения МСЭ. Минздрав не поддержал идею подготовки ведомственного нормативного акта, который устанавливал бы такие сроки. «Это означает, что инвалидам придется выстаивать в очереди и преодолевать многочисленные бюрократические барьеры для своевременного получения направление на МСЭ, – говорит Александр Лысенко. – Часто это приводит к тому, что медицинские услуги по обследованию людей с инвалидностью, которые должны предоставляться бесплатно, с целью сокращения сроков обследования в лечебных учреждениях предлагают оказывать на платной основе. Иначе как навязыванием платных услуг это не назовешь. Надеюсь, эту ошибку удастся исправить, данный вопрос взят рабочей группой «Социальная справедливость» на контроль».
Разногласия с Минфином Лысенко оценивает так: «Чтобы »победить» Минфин и обосновать заявленные объемы финансирования госпрограммы, необходимо иметь безупречную репутацию исполнения мероприятий предыдущего этапа, а это, к сожалению, не совсем так. Во-первых, в ряде регионов имелись претензии к качеству мероприятий по созданию условий доступности, которые софинансировались из федерального бюджета. Во-вторых, неполная вовлеченность субъектов РФ в реализацию госпрограммы не позволила достичь глобального результата от реализации госпрограммы. Вместе с тем хочется надеяться, что правительство при утверждении проекта госпрограммы учтет тот факт, что Россия ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов и обязана наращивать усилия по созданию доступной среды».
С целью объективной оценки результатов реализации госпрограммы «Доступная среда» в 2011–2015 гг. и общественного контроля за ее реализацией в 2016–2020 гг. ОНФ приступил к осуществлению общероссийского мониторинга доступности окружающей среды для инвалидов, который стартовал на прошлой неделе в Тверской области. Цель мониторинга – понять реальные потребности общества сегодня в тех или иных мероприятиях по улучшению доступной среды, чтобы средства, выделяемые государством, несмотря на сложную экономическую ситуацию, были потрачены эффективно на нужды людей.
В ходе мониторинга будет дана сравнительная оценка регионов по показателям доступности, осуществлены рейды по обследованию объектов и услуг с учетом потребностей инвалидов, проведены опросы и социологические исследования, которые позволят объективно оценить восприятие обществом и инвалидами мер по решению проблем доступности.
Источник: Общероссийский народный фронт