В России появится «инвалидка» на основе самого дешевого авто в мире
В России для людей с ограниченными возможностями планируют модернизацию Bajaj Qute — самого дешевого автомобиля в мире (ориентировочная цена от 250 тыс. рублей, производитель заявлял о цене от $2 тыс.). Об этом «Известиям» рассказал Александр Алексеев, гендиректор компании «Ист Вэст Моторс», представляющей интересы Bajaj в России. В среднем доработка автомобиля специальным ручным механизмом управления для инвалидов стоит около 7,5 тыс. рублей. В обществах защиты инвалидов отмечают, что государство сейчас практически перестало обеспечивать транспортом людей с ограниченными возможностями. Изготовленная для страны с теплым климатом Qute вряд ли найдет спрос в России, полагают эксперты.
— Это транспортное средство [Bajaj Qute] планируется переоборудовать для управления разными категориями инвалидов. Мы сейчас ввозим несколько образцов для сертификации и на их базе изготовим несколько вариантов именно для инвалидов. Сами мы дорабатывать ее не планируем: скорее всего, привлечем для этого специализированную компанию, — рассказал Александр Алексеев. — На данный момент на автомобиль есть сертификат WVTA Евросоюза (одобрение типа транспортного средства, ОТТС). Российский сертификационный орган [структура института НАМИ] не видит никаких проблем подтвердить этот документ в России, потому что автомобиль был сертифицирован по самым последним стандартам. Думаю, через месяц уже будет выдано ОТТС.
По данным базы СПАРК, компания «Ист Вест Моторс» в равных долях принадлежит бизнесменам Игорю Баранову и Юрию Фетисову. По словам Алексеева, автомобиль по цене от 250 тыс. рублей, о котором стало известно этой осенью, уже вызвал большое количество обращений со стороны автомобилистов, но в компании ожидают больше всего внимания не от частников, а от бизнеса. Bajaj Qute с «печкой», 5-ступенчатой коробкой передач, разгоняющаяся до 70 км/ч, является экспортной версией модели Bajaj RE60.
— В базовой комплектации машина, грубо говоря, «голая», ничего в ней нет (есть «печка» и магнитола). Это утилитарное транспортное средство, в первую очередь для того, чтобы очень дешево куда-нибудь доставить небольшой груз, а во вторую — это персональный транспорт. Мы рассчитываем продать в 2016 году около 200–300 штук, — продолжил Алексеев. — В Крыму, к примеру, санатории и пансионаты выразили заинтересованность этой моделью для использования ее в качестве экотакси. Могу добавить, что мы ведем переговоры с одним из крупнейших игроков на рынке фастфуда федерального уровня, они планируют заменить весь свой автопарк машин доставки пиццы на наш Qute. Первые коммерческие партии машин прибудут в Россию в мае-июне.
В современной России социальные программы по обеспечению автомобилями людей с инвалидностями сократились в разы, констатирует Владимир Федоров, руководитель компании «Унио-Плюс» (дорабатывают автомобили для инвалидов).
— Если еще в начале 2000-х годов завод малолитражных автомобилей (ЗМА) и Серпуховский автозавод (СеАЗ) производили около 20 тыс. автомобилей в год для инвалидов на основе ВАЗ-1111 «Ока», то сейчас в лучшем случае производится около 1 тыс. машин на основе Lada Granta, которые поставляются через Фонд социального страхования преимущественно инвалидам труда и ветеранам, пострадавшим в военных конфликтах, — рассказывает Федоров. По его словам, в среднем доработка обыкновенной модели Lada Granta с механической коробкой передач стоит около 7,5–9 тыс. рублей.
В настоящий момент «АвтоВАЗ» и другие крупные производители не планируют производить малолитражные автомобили А-класса. Крупные производители в целом не считают нужным создавать особые автомобили для инвалидов.
— Рынок таких специализированных машин, судя по всему, уже ушел в прошлое. У нас, к примеру, для этих целей есть немного доработанная версия нашего бестселлера Lada Granta. К тому же с распространением машин с автоматической трансмиссией многие вопросы были сняты, — отметил представитель «АвтоВАЗа».
Наталья Присецкая, сотрудник общественной организации «Катюша» (оказывают поддержку родителям с инвалидностью и членам их семей), считает, что Qute подойдет далеко не всем инвалидам.
— Со стороны государства сейчас мало заботы о мобильности граждан с ограниченными возможностями. Большинство программ, регламентирующих субсидии на покупку таких машин, были свернуты в 2005–2008 годах. И мы не фиксируем, чтобы государство сейчас кому-то передавало такие машины. Но если говорить об индийской машине в качестве подобного транспорта, то, безусловно, важно понимать, какие у нее характеристики. Потому что очень многие инвалиды — семейные люди, и для них это авто, скорее всего, будет неудобным вариантом, — полагает Присецкая.
Особой популярностью в России этот дешевый автомобиль вряд ли будет пользоваться, но для социальных нужд машина может подойти, считает аналитик «ВТБ-Капитала» Кирилл Беспалов.
— Если посмотреть, то ценовая разница между самой дешевой версией Lada Granta (368 тыс. рублей) и индийской машинкой не особенно большая в случае использования программ правительства по поддержке спроса. Но с технической точки зрения и комфорта мотоколяска, сделанная для индийского климата, не сможет конкурировать с полноценным автомобилем. Я не думаю, что у нее продажи будут сколько-то значимыми, все-таки российский потребитель привык уже к автомобилям с повышенной комфортностью, — отметил Беспалов.
Индийский Qute, строго говоря, не автомобиль, а квадрицикл (мотоколяска) с кузовом, и программы господдержки рынка его не коснутся. Такой тип персонального транспорта в виду дешевизны и экономичности малокубатурного двигателя приобрел популярность после Второй мировой войны; это промежуточное звено между полноценной машиной и мотоциклом. По российской классификации Qute вполне соответствует требованиям к мотоколяскам: максимальная скорость — не менее 25 км/ч; мощность мотора — не более 15 кВт (около 20 л.с.); снаряженная масса — не более 400 кг (550 кг — для коммерческих вариантов). В отличие от квадроциклов (мотовездеходы, снегоболотоходы), которым требуются права категории «А1» (удостоверение тракториста-машиниста), для квадрициклов нужны права подкатегории «B1».
Индийская компания Bajaj Auto основана в 1945 году, первоначальным бизнесом для нее был импорт итальянских мотороллеров. Сейчас на четырех заводах Bajaj ежегодно производится около 5 млн единиц мотоциклетной техники. Компания также имеет солидную долю (48%) акций KTM — австрийского производителя мотоциклов и гоночных автомобилей. Индийцы представили мотоколяски RE60 в 2012 году, автомобиль стал самым дешевым в мире, отняв это звание у другой индийской малолитражки — Tata Nano (от $3 тыс.).
В СССР самой известной мотоколяской для инвалидов была модель С-3Д Серпуховского автозавода (СеАЗ, ныне прекратил производство и распродает оборудование). Производство автомобиля началось в 1970 году и закончилось в 1997-м. Решение о выдаче мотоколясок принимало бюро медико-социальной экспертизы. Автомобиль выдавался на 7 лет без права капитального ремонта, затем машина подлежала замене. В конце 1980-х и в 1990-х годах в качестве альтернативы С-3Д инвалидам выдавались автомобили «Ока», «Запорожец» (ЗАЗ-968) и «Таврия» (ЗАЗ-1102).
izvestia.ru