В 2017 году российские школы перейдут на инклюзивные стандарты
Около 160 тысяч российских детей обучается сегодня в инклюзивных классах. Но это не предел, так как потребности в таком образовании гораздо больше.
Около 160 тысяч российских детей-инвалидов обучается сегодня в инклюзивных классах. Но это не предел, так как потребность в таком образовании неуклонно растет. В стране около 500 тысяч детей-инвалидов, много детей с особенностями развития, которые не имеют инвалидности, но нуждаются в специальных условиях обучения. И желательно, чтобы это происходило в обычных школах, в окружении здоровых сверстников.
Для новых стандартов потребуются не только материальные вложения, но и новые методики, и новые кадры.
Переход к стандартам для инклюзива должен быть плавным. Нельзя заставлять учебные заведения в срочном порядке переходить на новые требования. Да и многим школам они будут просто не под силу. Проблема, конечно, и в материальных условиях: нужны пандусы, специальные доски, книги со шрифтом Брайля, компьютеры со специальной клавиатурой. Но главная проблема в кадрах и методике обучения.
Стандарт для инклюзива учитывает разные группы особенных учеников – глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Для обычных школ самые сложные ученики – дети с задержкой умственного развития и аутисты. Именно для таких учеников новые требования предписывают организацию психолого-медико-педагогического сопровождения. Специфика еще и в том, что обучение детей с задержкой развития будет идти и по обычным учебникам, и по специальным. Учитель сам решит, какой вариант выбрать. Задача облегчается тем, что в инклюзивных классах со школьниками будет работать не только учитель, но и логопед, дефектолог, социальный педагог.
«Особенные» дети нуждаются в индивидуальном подходе
Для ребенка – аутиста в обычной школе требуется особое рабочее место – индивидуальная парта, желательно расположенная у стены или даже за ширмой. А в начальных классах неплохо бы соорудить для него игрушечный домик или даже палатку.
Нужно учитывать, что у таких детей большие сложности с общением. Значит, учителю придется работать с ребенком, используя карточки, планшет, таблицы, схемы, а проверять – усвоены ли школьником знания – с помощью тестов.
Такие «особенные» дети нуждаются в исключительных условиях: они могут принести на урок любимую игрушку или заниматься в классе лежа на полу.
Статистика утверждает, что 5-7% аутистов талантливы в какой-то определенной сфере. Но при этом даже им иногда сложно усвоить самые простые бытовые навыки. Дефектологи считают, что это нормально для детей с таким диагнозом, но для среднестатистического учителя такой коррекционный компонент непривычен.
По новым стандартам каждый учитель должен уметь работать с особенными детьми. Документ уже разработан, проходит апробацию и может быть внедрен в 2017 году. Планировалось, что он вступит в силу в этом году, но к работе по новым правилам готовы далеко не все учителя. В частности, стандарт требует, чтобы все они имели высшее образование, могли работать с учениками, обладающими особыми образовательными потребностями, подходили индивидуально к каждому школьнику, вели воспитательную работу в классе, привлекали к сотрудничеству родителей и постоянно профессионально росли. При этом зарплата учителей напрямую будет зависеть от выполнения требований стандарта.
Педвузы страны готовят специалистов для работы в инклюзивных классах
Педагогические коллективы сейчас обсуждают предстоящие изменения в учебном процессе. Многие считают, что если школа будет брать особых учеников, ей нужно не менее 3 психологов, 11 тьюторов – по одному на параллель, хотя бы по одному сурдопереводчику и дефектологу. А еще нужны лифт, пандус, оборудованный туалет, удобный подъезд к зданию, приспособленные места в столовой и особое меню, Кроме того, учителя резонно рассуждают, что если сейчас практически все преподаватели работают на полторы ставки или даже больше, то даже при такой нагрузке об индивидуальном подходе к каждому ученику вряд ли можно говорить.
Понятно, что умения учителей зависят от того, какие знания ему дают в педвузах. Министр образования и науки Дмитрий Ливанов сказал: “Сейчас запускается проект по изменению системы подготовки учителей. Следующий проект – для кадров системы среднего профобразования”. По его словам, сейчас около 100 педвузов готовят учителей, которые смогут работать в инклюзивных классах с детьми – инвалидами. А на Всероссийском съезде участников апробации стандарта он подчеркнул, что работа педагога не должна оцениваться по ЕГЭ: главные показатели для оценки учителей – динамика учеников и индивидуальные достижения.