Эксперты: значительная часть средств, выделяемых на реализацию программы «Доступная среда», уходит на содержание чиновников
Более 90% средств, заложенных в бюджете на финансирование программы «Доступная среда», предусмотрены на финансирование организаций, учрежденных федеральными исполнительными органами власти, отмечается в публикации «Новой газеты». При этом эффективность работы чиновников, финансируемых по программе «Доступная среда», мягко говоря, далеко не самая высокая.
В 2016 году была принята «Концепция ранней помощи», направленная на абилитацию и реабилитацию детей-инвалидов. Средства на ее реализацию должны были выделяться в рамках федеральной программы «Доступная среда».
– За 2020 год вся эта программа получила 59 миллиардов рублей, – говорит социальный предприниматель, экономист Леонид Белоусов. – Смотрим отчеты о ее финансировании. Вот есть подпрограмма «Совершенствование системы комплексной реабилитации инвалидов», на нее отводится более 38 миллиардов рублей. Из них 35,5 миллиарда – изготовление и ремонт технических средств реабилитации. Незначительная доля финансирования была перечислена в регионы, а собственно на мероприятия по реабилитации инвалидов, включая «Концепцию ранней помощи», потрачено меньше одного процента средств.
Леонид Белоусов отметил, что по другой подпрограмме больше 19 млрд рублей направлено на «совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы». То есть существенная часть денег по факту уходит на содержание бюджетных организаций и на оплату работы чиновников, которые занимаются установлением инвалидности.
19 миллиардов в год выделяется по федеральной программе «Доступная среда» на обеспечение работы комиссий медико-социальной экспертизы . При этом многие люди с инвалидностью и родители детей-инвалидов жалуются на плохую работу этих комиссий и отсутствие доверия к ним. Иногда инвалидность устанавливается совсем не тем людям, которым она реально положена, и объяснить это невозможно ничем, кроме коррупции. А вот свои законные льготы людям часто приходится «вырывать зубами».
Руководитель фонда помощи детям с аутизмом «Я – особенный» Александрина Хаитова говорит, что денег на социальную сферу из бюджета направляется «более чем достаточно», но их «высасывает» чиновничество.
– Родители ревом ревут – инвалидность не получить! – говорит Александрина Хаитова. – Лично мы бились три года, чтобы оформить инвалидность на явно больных детей. Некоторые люди умирают, так и не дождавшись инвалидности.
Леонид Белоусов указывает на то, что комиссии МСЭ и до принятия этой федеральной программы оказывали государственные услуги, и поэтому, разумеется, их работа всегда финансировалась из федерального бюджета. Для чего же понадобилось переносить эти расходы в программу «Доступная среда»?
– «Имиджевая» сторона бюджета выиграла, – говорит Белоусов. – Программа «Доступная среда» наполнена деньгами на несколько десятков миллиардов рублей. Рапорты об этом слышны с трибун и видны в СМИ. А по факту – более 90% денег, заложенных в программу, предусмотрены на финансирование организаций, учрежденных федеральными исполнительными органами власти. Таким образом, деньги, выделенные вроде бы на помощь инвалидам, растворяются в недрах госструктур.