Буцкая считает недопустимым сокращение числа школ для инвалидов
В период принятия закона об образовании произошло значительное сокращение количества школ для инвалидов, часто такое происходит, когда объединяют в одну школу детей-инвалидов разных нозологий. Как заявила первый заместитель председателя Комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Татьяна Буцкая 25 января на заседании рабочей группы экспертного совета при комитете, подобный процесс является недопустимым.
Как отметила депутат, количество школ для инвалидов снизилось на 280. Она объяснила этом тем, что порой в одни классы сажают детей, плохо контактирующих между собой, например, с нарушениями зрения и нарушениями слуха.
Заместитель директора департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения РФ Юлия Сачко пояснила, что закон об образовании, вступивший в силу 1 сентября 2013 года, ввел понятие «инклюзивное образование», которое понимается как обеспечение равного доступа к образовательным услугам по выбору родителей или законных представителей рядом с местом проживания семьи. Количество коррекционных школ, действующих на начало 1 сентября 2013 года, составляло порядка 1650, они были разбиты по типологии, было более четкое разграничение.
«Инклюзия позволила детям с ограниченными возможностями здоровья попадать в школу со сверстниками, одновременно начали рваться в школы коррекционные дети других категорий, потому что их родители понимали, что в инклюзии им быть не стоит и что в школе для умственно отсталых будет лучше глухому ребенку, чем в инклюзивной, где вообще нет специалистов [по работе с такими детьми], а учитывая, что закон этого не запрещает, получилась мешанина», — рассказала Сачко.
Параллельно отток детей из коррекционных школ дал повод для сокращения числа таких учреждений.
Директор Института коррекционной педагогики Российской академии образования, доктор педагогических наук Татьяна Соловьева подчеркнула, что Минпросвещения разрабатывает изменения в закон об образовании в части нормализации и регламентации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий. Речь идет о том, чтобы унифицировать оказание психолого-педагогической помощи всем участникам образовательных отношений, как для детей с инвалидностью, так и без нее.
«Уверена, что это позволит повысить качество деятельности по привлечению контингента обучающихся в отдельной образовательной организации, в отдельные классы при общей образовательной организации и в те модели совместного обучения, которые доступны и полезны. Этот вопрос как раз и был камнем преткновения», — рассказала Соловьева.