Эксперты считают необходимым развивать инклюзивное образование наряду с системой коррекционных школ
Участники общественных слушаний “Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: реализация или дискредитация?” считают, что в России необходимо развивать как инклюзивное образование, так и коррекционные школы для детей-инвалидов. Слушания, состоявшиеся в Госдуме 7 июня, были приурочены к годовщине ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов. Среди обсуждаемых вопросов – нормативно-правовая база развития инклюзивного образования, право родителей на выбор образовательного учреждения для ребенка, ранняя коррекционная помощь, коррекционные образовательные учреждения, инклюзивное образование инвалидов.
К участию были приглашены работники образовательных учреждений и организаций, руководители и специалисты, работающие в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты населения, представители профсоюзов работников образования, родители, лидеры и активисты правозащитных, инвалидных, родительских общественных объединений.
По словам первого заместителя председателя Комитета Госдумы по образованию, председателя Общероссийского общественного движения “Образование – для всех” Олега Смолина, родители детей-инвалидов отмечают две основные проблемы при доступе их детей к среднему образованию. Одни родители возмущены тем, что их детей ограничивают, не давая им обучаться в обычных школах вместе со здоровыми детьми, другие выражают недовольство тем, что количество специализированных и коррекционных школ сокращается и детям с ограниченными возможностями приходится учиться в обычных школах, в которых отсутствуют специальные образовательные условия.
По данным Министерства образования и науки, в России сейчас насчитывается 964 школы, в которых создана безбарьерная среда, где в полном объеме есть условия для инклюзивного образования детей с инвалидностью.
“Должна быть и система коррекционного образования, и инклюзивного обучения детей. Это право родителей выбрать, где будет учиться ребенок. К выбору образовательного маршрута нужно подходить индивидуально, учитывая особенности ребенка”, – отметила консультант департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки Ирина Терехина.
Сотрудник Всероссийского центра уровня жизни Сергей Кавокин в ходе слушаний подчеркнул, что система образования для людей с ограниченными возможностями должна учитывать степень инвалидности таких людей.
“Многие считают инвалидов “однородной массой”, не учитывая, что условно их можно подразделить на людей с сохранным умственным интеллектом и нарушенным интеллектом, – говорит Кавокин. – Скажите, как инвалидов с выраженным нарушением умственных способностей можно обучить в общеобразовательной среде, которая им предлагается? Как организовать обучение инвалидов с сохранным интеллектом, но с нарушением слуха и восприятия?” По его словам, инклюзивное образование должно быть дифференцированным для разных групп инвалидов, а совместное обучение детей с ограниченными возможностями и здоровых детей требует особой подготовки преподавателей.
Сергей Кавокин при этом выступает за расширение программы внедрения инклюзивного образования в стране, потому что образование – это средство последующего трудоустройства инвалидов. По статистике, приведенной экспертом, в России устраиваются на работу от 3,4 до 6,8% инвалидов, тогда как в Англии более 40%, указывает эксперт.
Директор Аналитического научно-методического центра “Развитие и коррекция” Всероссийского общества инвалидов Елена Худенко обратила внимание на проблему отсутствия для учителей и работников образования научно-методических материалов, которые позволили бы им организовать эффективное обучение детей-инвалидов, соответствующее их болезням. “Необходима четкая дифференциация: для детей с ДЦП одна программа образования, для слабовидящих – другая, для слабослышащих – третья, для людей с ментальными нарушениями – четвертая”, – пояснила Елена Худенко.
На особых способах обучения детей с ограниченными возможностями заострили внимание и представители общественных организаций инвалидов. Эксперты считают, что развивая инклюзивное образование, нельзя забывать о коррекционных школах. В развитии нуждаются обе системы.
“Всероссийское общество глухих не отрицает инклюзию. Это хорошо для ребят, которые имеют остаточный слух, могут говорить. Если родители выбирают массовую школу, мы это приветствуем. Но нельзя инклюзию внедрить повсеместно, надо заниматься этим вопросом углубленно, создавать профессиональные кадры, не забывать о коррекционных школах, внедрять новые оценки методики качества образования в коррекционных школах”, – сказал юрист Всероссийского общества глухих Максим Ларионов.