Первое упоминание об инвалидных колясках датируется VI веком н.э.
На сегодняшний день развитие и усовершенствование технических средств реабилитации идет полным ходом. В частности инвалидные коляски совершенствуются и модернизируются, коляски становятся легче, удобнее и функциональнее.
Сейчас каждый колясочник может назвать как минимум от 3 до 5 фирм производителей инвалидной техники как зарубежных, так и стран СНГ. МАЙРА (Германия) , Otto Bock (Германия), Van Os Medical (Нидерланды), Катаржина (Россия), Panthera (Швеция), Артем (Украина) – это небольшой список только известных и популярных брендов, а сколько еще мелких малоизвестных! В классификации колясок сейчас можно просто потеряться и что бы выбрать инвалидную коляску, нужно обладать достаточным багажом знаний по теме и перелопатить горы информации.
История инвалидных колясок берет свое начало в древнем Китае, первые упоминания были обнаружены в манускриптах 6 в.н.э. где упоминается кресло на колесах. Не трудно догадаться, что описывают они инвалидную коляску.
Еще одно историческое свидетельство древнего происхождения кресел-колясок. Уже более подробное, с детальным описанием. В 1595 году для короля Испании Филиппа II изготовили инвалидную коляску повышенной комфортности. Коляска имела упоры для ног и подлокотники. Напоминала она высокий детский стульчик, но это не мешало царственной особе совершать на ней ежедневные прогулки в саду.
Следующий прорыв в совершенствовании инвалидных колясок относится к 1655 году. Британец Стефан Фафлер, часовщик-инвалид сконструировал трехколесный аппарат. Фафлер передвигался в нем без посторонней помощи. Это была первая самоходная инвалидная коляска, приводимая в движение рычагом.
В 1783 году изобретатель из Англии, Джон Доусон, представил собственную модель инвалидной коляски. Назвал он ее «Бат-коляска», в честь родного города Доусона. У Бат-коляски было третье колесо, которым можно было рулить с помощью специальной ручки. Коляски Доусона стали пользоваться бешеным успехом среди жителей Бата, и поэтому изобретатель разработал целый модельный ряд: открытые и крытые коляски, коляски, которые нужно было толкать, и даже такие, которые тянул осел!
К 19 веку кресла-коляски сменились колясками с ручным управлением – колясочник вращал, большие задние колеса руками и тем самым приводил коляску в движение. Но на улице передвижение таких колясках было неудобно, пачкались руки. И в 1881 году конструкция коляски была дополнена внешним ободом меньшего диаметра, который крепился к колесу. Инвалид вращал внешний обод, не касаясь колеса, и проблема «грязных рук» была решена.
Развитие инвалидной техники значительно продвинулось в начале 20 века. Но инвалидные коляски оставались громоздкими. Это значительно затрудняло их хранение и транспортировку. В 1933 Гарри Дженнингс сконструировал первую складную коляску из легкой стали, желая помочь своему другу Герберту Эвересту. К счастью друзья не ограничились одной моделью и основали компанию по производству кресел-колясок «Эверест-Дженнингс», которая долгие годы была монополистом на рынке реабилитационной техники.
В СССР массовое производство инвалидных колясок началось лишь в 1980х. Завод во Владимире начал выпуск двух моделей комнатных и одной модели прогулочной (рычажной) коляски по лицензии немецкой фирмы Meyra. Конечно, оригинальные немецкие образцы были тяжелыми и громоздкими, но благодаря их способности складываться тысячи российских инвалидов получили возможность выезжать в город и путешествовать.
На данный момент к арсеналу кресел-колясок с ручным приводом присоединились кресла-коляски с электроприводом. И хотя первая была изобретена аж в 1916 году британскими инженерами, но не получила широкого распространения из-за своей дороговизны.