Алексей Вовченко: Доступная среда должна стать нормой для всех
О том, как изменилась жизнь людей с ограниченными возможностями здоровья, как решается проблема доступности в стране, а также о планах госпрограммы “Доступная среда” на будущий год в интервью РИА Новости рассказал заместитель министра труда и социальной защиты РФ Алексей Вовченко.
Третий год в России реализуется программа “Доступная среда”, кроме того, год назад в России была ратифицирована Конвенция о правах инвалидах. О том, как изменилась жизнь людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), как решается проблема доступности не только в столице, но и в регионах, а также о планах государственной программы “Доступная среда” на будущий год и об изменении общественного сознания в сторону признания человека с инвалидностью членом общества, в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Инне Финочке рассказал заместитель министра труда и социальной защиты РФ Алексей Вовченко.
— В связи с ратификацией конвенции что изменилось в жизни людей с инвалидностью в России?
— Наиболее активные действия в рамках конвенции пришлись как раз на 2011-2013 годы. В это время начала действовать госпрограмма “Доступная среда”, в которой на пять лет предусмотрены беспрецедентные средства — 180 млрд рублей, в том числе на 2014 год — 42 млрд рублей. Помимо наглядных мероприятий и изменений, которые можно пощупать — пандусы, тактильные плитки, приспособления для незрячих, слабослышащих, оборудование учреждений, — программа финансирует разработку научных и методических материалов в этой части. Предусмотрены и изменения в законах, такие как переход на новую классификацию по определению инвалидности.
Огромный блок в связи с конвенцией — это ее непосредственная ратификация. Она повлекла за собой изменения в российском законодательстве. Уже принят целый ряд поправок и самостоятельных законов. Например, в базовом законе об образовании впервые отдельный блок посвящен именно инвалидной тематике, а конкретно — инклюзивному образованию. Прописываются нормы, начиная от необходимости создания доступности в учреждениях и заканчивая обязательством федерации разрабатывать специальные федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Но главное еще впереди: законопроект о внесении изменений в более чем 26 отраслевых федеральных законов.
— Какие сферы жизни он затрагивает?
— Различные, поскольку каждая отрасль должна предусматривать условия для людей с инвалидностью. Поправки будут вноситься в законодательство, которое регулирует железнодорожный транспорт, культуру, спорт, образование и другие. В каждом из законов будут отдельным блоком прописаны обязанности государства, участников рынка, правила и порядки создания доступной среды с учетом потребностей людей с ОВЗ. Законопроект уже внесен в правительство, и практически вся весенняя сессия Госдумы будет посвящена его рассмотрению.
— То есть вся инфраструктура будет доступна для людей с инвалидностью?
— К этому, конечно, еще долго идти. Но повышение доступности должно в принципе стать нормой жизни. Например, есть норма, связанная с экологической безопасностью — она установлена для всех и выполняется. То же самое с приспособлением среды для людей с ОВЗ: если вы конструируете объект или инфраструктуру, норма доступности должна быть заложена изначально.
Безусловно, далеко не вся существующая инфраструктура в силу конструктивных или технологических особенностей может быть переделана или переоборудована. В этом случае вводится такое понятие, как минимальные требования доступности — изменения, которые могут быть произведены в силу конструктивных особенностей объектов. Мы сейчас совместно с общественными организациями и определяем эти стандарты.
— Проблема доступности транспорта для людей с инвалидностью стоит в РФ очень остро. Всем известны случаи, когда людей с ОВЗ не пускали на борт самолета. Предложения Минтруда России затронут сферу авиаперевозок?
— В Воздушный кодекс РФ уже внесены поправки, которые обеспечивают доступность воздушного транспорта для людей с инвалидностью. Ситуаций, ущемляющих права инвалида, теперь быть не может, потому что это уже закреплено законодательно. Все перевозчики должны следовать закону.
— А как обстоит дело с наземным и железнодорожным транспортом?
— Железнодорожный и городской транспорт регулируются разными законами. Регулирование наземного транспорта более сложное, так как какие-то правила определяются на федеральном уровне, какие-то — на муниципальном. На уровне федерации мы устанавливаем общие правила и требования к наземному транспорту. Вплоть до того, какая доля должна быть оборудована и должна ли вообще, на каких расстояниях.
— Метрополитен для людей с ОВЗ — один из наиболее труднодоступных видов городского транспорта. Новые станции метро, действительно, оснащены специальными средствами. А как планируется повысить доступность десятков старых станций, которые конструировались без учета потребностей людей с инвалидностью?
— Есть норма сопровождения на транспорте — обязанность транспортных организаций и учреждений по обучению персонала взаимодействию с человеком с инвалидностью — это сопровождение, посадка и оказание содействия в пользовании транспортным средством. Необязательно городить многометровые пандусы и эскалаторы, когда их можно заменить другими средствами доступности и обязать персонал этим заниматься. Такие порядки по транспортным организациям органы государственной власти должны будут подготовить и сформировать планы по их внедрению.
— Программа “Доступная среда” учитывает потребности всех категорий инвалидности?
— Она касается всех групп инвалидности. Сейчас их три — по степеням утраты трудоспособности. Проблема в том, что не видно, кто внутри этих групп.
Приспособление среды для человека с инвалидностью должно быть не по группам, а исходя из непосредственных ограничений здоровья. Поэтому появилась необходимость в новой классификация, которая вводит определение буквенными кодами конкретных ограничений человека. У незрячих одни коды, у слабослышащих — другие, у людей с особенностью ментальности — третьи. Коды направлены не на установление мер соцподдержки (размер пенсии и набор льгот), а на то, чтобы определить приспособления, доступность и меры реабилитации. Введение такой классификации — это требование Конвенции о правах инвалидов.
— Насколько объективны действующие критерии нарушения функций организма, на основе которых сейчас устанавливается инвалидность? Как они будут дорабатываться?
— Сейчас мы работаем над упрощением и объективизацией процесса установления инвалидности. Предполагается ввести балльную систему степени выраженности нарушений функций организма, что позволит избежать субъективизма в этом вопросе. В 2012 году новые классификации и критерии применялись в экспериментальном режиме в трех регионах — Тюменской области, республиках Хакасия и Удмуртия. Опыт показал, что они дают возможность точно и понятно для граждан определить степень имеющихся нарушений. В настоящее время новые критерии проходят стадию общественного обсуждения и согласования с заинтересованными органами. Планируется, что они будут утверждены в следующем году.
— Как планируется обеспечить доступ слабослышащих и незрячих к объектам культуры?
— Необходимость сурдоперевода уже введена поправками о статусе русского жестового языка. В рамках “Доступной среды” финансируется до 18 тысяч часов в год скрытого сурдоперевода по федеральным каналам. Культурные учреждения обязаны обеспечить сурдоперевод и тифлосурдоперевод. Музейное дело тоже затрагивают поправки в части необходимости наличия тактильных копий экспонатов. Все технологии и формы есть. Главное — чтобы они были учтены в расходах и внедрены.
Конечно, сейчас нельзя сказать, что слабослышащие на 100% обеспечены сурдопереводчиками. Их не хватает. На первом этапе программы “Доступная среда” мы отдельно финансируем обучение сурдопереводчиков — порядка 200 человек в год. Есть специальное оборудование для сурдоперевода, но обязать всех прокатчиков кинофильмов делать все фильмы доступными для слабослыщащих пока невозможно, потому что это колоссальные расходы. Нужен адресный подход через общественные организации.
— Как Минтруд намерен решить проблему трудоустройства людей в инвалидностью?
— Трудоустройство и занятость людей с ОВЗ — один из ключевых вопросов. Из 13 млн людей с инвалидностью, по данным Пенсионного фонда, занятыми являются только 2,5 млн. Для слабослышащих и незрячих есть предприятия, а для других? Сегодня мы говорим о том, что необходимо обеспечивать трудоустройство инвалидов на открытом рынке труда. Так, по одному из майских указов Президента в 2013-2015 годах будут ежегодно создаваться по 14,2 тыс. рабочих мест, специально оснащенных под особенности конкретного человека. Кроме того, в этом году снижен порог по квотированию рабочих мест.
По тем людям, которые имеют значительные ограничения жизнедеятельности, должен действовать только адресный подход. В любом случае это сложный процесс — нужно менять отношение к инвалидам и у работодателей, и у общества в целом.
— А что нужно для трудоустройства людей с особенностями ментальности?
— Здесь также необходим адресный подход и постоянная методическая работа именно по убеждению работодателя нанять такого работника. Работодателя нужно научить обращаться с человеком с инвалидностью и обязательно стимулировать.
У Минтруда в свою очередь есть возможность субсидировать ряд организаций, в том числе занимающихся трудоустройством людей с инвалидностью, что мы и делаем. Есть пример: одна типография нанимает на работу людей с ментальной инвалидностью — мы даем субсидию 5 млн рублей в год. Кстати, в этой типографии больше года ушло на то, чтобы наладить взаимодействие коллектива обычных работников и тех, у кого есть особенности ментальности. Сначала люди даже увольнялись. Тем не менее этот проект реализуется уже третий год.
Хотя понятно, что трудоустройство людей с особенностями ментальности работодателям все равно будет невыгодно. Тут должны работать другие механизмы — например, через дополнительное стимулирование общественных организаций, которые непосредственно занимаются людьми с особенностями ментальности.
Общественные организации могут обеспечить адресный подход.
— Сколько регионов на будущий год получат финансирование на реализацию программы “Доступная среда”?
— Финансирование получат 70 субъектов. По отдельным регионам есть вопросы — они не могут доработать свои программы, в которых должен быть заложен комплексный подход к созданию доступной среды.
Принцип такой: выбираются приоритетные объекты социальной сферы — в образовании, культуре, спорте, соцзащите, в здравоохранении и транспорте — потому что совершенно ясно, что невозможно сразу и везде на 100% создать среду. Исходя из паспортизации доступности всех объектов для инвалидов, выбираются приоритетные. Средства в этом случае идут на оборудование или создание элементов доступной среды в этих приоритетных объектах. Мы добиваемся, чтобы в программах это было распределено пропорционально по всем сферам. Как правило, регионы стремятся купить на эти деньги низкопольные автобусы, убеждая нас в том, что все остальные объекты они сами адаптируют, но вот добраться до них людям с инвалидностью не получится, если не закупить низкопольные автобусы. Мы указываем на то, как избежать этого дисбаланса.
Другой пример: в одном из социальных учреждений в отделении, где только лежачие люди, нам показывают, как санузлы оборудовали поручнями. Только пользоваться этим некому, потому что люди до них дойти не могут. Это тоже перекос. Поэтому надо менять и сознание людей, надо изучать, объяснять и показывать, что действительно нужно.
Необходима полная паспортизация объектов с участием общественных организаций, и только на ее основе должны выбираться приоритеты. Все 70 регионов в рамках реализации своих региональных программ должны будут провести эту паспортизацию. После этого можно будет посчитать, сколько, в принципе, необходимо средств и времени, чтобы обеспечить доступную среду повсеместно.
— Какие проекты или программы предусматривает “Доступная среда” для этого самого изменения сознания?
— В рамках информационных кампаний уже второй год размещается наружная реклама, аудио- и интернет-реклама, на центральных каналах транслируются видеоролики, посвященные инвалидной тематике. В прошлые годы кампания прошла под девизом “Люди так не делятся”. В этом году основная тема — спортивные достижения в паралимпийском спорте. На уровне регионов такие программы тоже должны реализовываться. Изменить восприятие человека, чтобы люди почувствовали себя равными, не получится быстро, но мы уже на пути к этому.