«Куда пойти учиться? Правила сдачи Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ) 2014. Льготы в сфере образования для инвалидов»
Памятка: «Куда пойти учиться? Правила сдачи Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ) 2014. Льготы в сфере образования для инвалидов».
Основные сведения о Едином Государственном Экзамене (ЕГЭ).
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) — это форма государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам среднего общего образования.
При проведении ЕГЭ используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы, а также специальные бланки для оформления ответов на задания.
ЕГЭ проводится письменно на русском языке (за исключением ЕГЭ по иностранным языкам).
Для проведения ЕГЭ составляется единое расписание.
На территории Российской Федерации ЕГЭ организуется и проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
За пределами территории Российской Федерации ЕГЭ проводится Рособрнадзором совместно с учредителями российских образовательных учреждений, расположенных за пределами территории Российской Федерации, имеющих государственную аккредитацию и реализующих основные образовательные программы среднего общего образования.
К ЕГЭ как форме ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (далее — выпускники текущего года).
ГИА в форме ЕГЭ могут сдавать обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, не имеющие среднего общего образования.
Вправе добровольно сдавать ГИА в форме ЕГЭ:
выпускники с ограниченными возможностями здоровья;
выпускники специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением;
выпускники образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы.
Для этой группы выпускников участие в ЕГЭ может сочетаться с другой формой государственной итоговой аттестации — государственным выпускным экзаменом. Выбранные форма (формы) государственной итоговой аттестации и предметы, по которым выпускник планирует сдавать экзамены, указывается им в заявлении.
Имеют право участвовать в ЕГЭ:
– лица, освоившие образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющие документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего (полного) общего образования – для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, до 1 сентября 2013 года) (далее – выпускники прошлых лет);
– граждане, имеющие среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях, в том числе при наличии у них действующих результатов ЕГЭ прошлых лет.
Обучающиеся, освоившие образовательную программу среднего общего образования в форме самообразования или семейного образования, либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе среднего общего образования, проходят ГИА экстерном в образовательной организации, имеющей государственную аккредитацию. Они допускаются к ГИА при условии получения ими на промежуточной аттестации отметок не ниже удовлетворительных.
Единое для всех расписание ЕГЭ и продолжительность экзаменов по предмету ежегодно устанавливает соответствующий приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России).
Основные сроки проведения ЕГЭ — май-июнь.
Кроме того, для некоторых категорий выпускников текущего года и прошлых лет предусмотрен досрочный период проведения ЕГЭ в апреле и в дополнительные сроки в июле.
Для участия в ЕГЭ в основные сроки и досрочно необходимо подать заявление до 1 марта.
Для участия в ЕГЭ в дополнительные сроки необходимо подать заявление до 5 июля.
Информацию о местах регистрации на участие в ЕГЭ можно найти на официальных сайтах, оказывающих информационную поддержку участникам ЕГЭ в субъектах Российской Федерации.
ЕГЭ проводится по 14 общеобразовательным предметам.
Для получения аттестата выпускники текущего года сдают обязательные предметы — русский язык и математику.
Другие предметы ЕГЭ участники сдают на добровольной основе:
История
Обществознание
Литература
Физика
Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
Химия
Биология
География
Английский язык
Немецкий язык
Французский язык
Испанский язык
Сдать можно любое количество предметов из списка.
Выбор должен быть основан на том, по какой специальности (направлению подготовки) ,участник планирует получить профессиональное образование.
Перечень вступительных испытаний в вузах по каждой специальности (направлению подготовки) определен соответствующим приказом Минобрнауки России.
Экзаменационные задания ЕГЭ — контрольные измерительные материалы (КИМ) представляют собой комплексы заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволяет установить уровень освоения федерального государственного образовательного стандарта.
КИМ разрабатываются Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ).
С документами, регламентирующими структуру и содержание КИМ (кодификаторами, спецификациями), а также с демонстрационными вариантами ЕГЭ по каждому предмету, можно ознакомиться в разделе «Демонстрационные варианты ЕГЭ».
КИМ включают в себя задания 3-х типов:
А — с выбором правильного ответа из четырех предложенных (заданий этого типа нет в ЕГЭ по математике и литературе);
В — с кратким свободным ответом; в содержании заданий ответ в готовом виде не сформулирован, его нужно установить в ходе выполнения задания и записать (слóво, словосочетание, последовательность цифр и т.п.);
С — с развернутым свободным ответом (словесное обоснование, математический вывод, эссе, доказательства, изложение собственной позиции).
При проведении ЕГЭ по иностранным языкам в состав варианта КИМ также входит задание для раздела “Аудирование”.
Участники получают на ЕГЭ индивидуальный пакет с КИМ и бланками для оформления ответов на задания ЕГЭ.
ВНИМАНИЕ!
Сведения, содержащиеся в контрольных измерительных материалах, относятся к информации ограниченного доступа.
Лица, привлекаемые к проведению ЕГЭ, а в период проведения ЕГЭ также лица, сдававшие ЕГЭ, несут в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за разглашение содержащихся в КИМ сведений.
При проведении ЕГЭ используется стобалльная система оценки.
Выполненная экзаменационная работа оценивается в первичных баллах.
Количество первичных баллов за выполнение каждого задания можно узнать демонстрационном варианте КИМ ЕГЭ по предмету.
Для объективной оценки уровня подготовленности участника ЕГЭ применяется специальная методика шкалирования результатов ЕГЭ, с помощью которой первичные баллы переводятся в тестовые, которые и устанавливают итоговый результат ЕГЭ по 100-балльной шкале.
По каждому предмету ЕГЭ установлено минимальное количество баллов, преодоление которого подтверждает освоение основных общеобразовательных программ.
После проверки работ на региональном (часть С) и федеральном уровне (централизованная проверка частей А и В) ГЭК на своем заседании рассматривает результаты ЕГЭ по каждому общеобразовательному предмету и принимает решение об их утверждении или отмене. Утверждение результатов ЕГЭ осуществляется в течение 1-го рабочего дня с момента получения результатов централизованной проверки экзаменационных работ участников ЕГЭ.
Затем результаты ЕГЭ передаются в образовательные учреждения, а также органы местного самоуправления и учредителям для ознакомления участников ЕГЭ с полученными ими результатами ЕГЭ.
Ознакомление участников ЕГЭ с полученными ими результатами ЕГЭ по общеобразовательному предмету осуществляется не позднее 3-х рабочих дней со дня их утверждения ГЭК.
По решению ГЭК ознакомление участников ЕГЭ со своими результатами может осуществляться с использованием информационно-коммуникационных технологий в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области защиты персональных данных.
Если участник не согласен с результатами ЕГЭ, он может подать апелляцию в течение 2 рабочих дней после официального объявления результатов.
Результаты ЕГЭ каждого участника заносятся в федеральную информационную систему.
Результаты ЕГЭ действительны в течение 4 лет, следующих за годом получения этих результатов.
Если участник ЕГЭ получит результат ниже установленного минимального количества баллов по любому из предметов, снова сдать ЕГЭ можно будет только в следующем году.
Исключения предусмотрены только для выпускников текущего года.
Если выпускник текущего года получает результат ниже минимального количества баллов по одному из обязательных предметов (русский язык или математика), то он может пересдать этот экзамен в этом же году. Сделать это можно в резервные дни в текущем году, которые устанавливаются ежегодным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Если выпускник текущего года получает результаты ниже минимального количества баллов и по русскому языку, и по математике, он сможет пересдать ЕГЭ только в следующем году.
Для повторного прохождения ГИА следует восстановиться в организации, осуществляющей образовательную деятельность на срок, необходимый для прохождения ГИА.
Особенности проведения ЕГЭ в 2014 году.
1. В целях обеспечения безопасности, обеспечения порядка проведения и предотвращения фактов нарушения порядка проведения ЕГЭ пункты проведения экзамена (ППЭ) в 2014 году оборудуются стационарными и переносными металлоискателями; ППЭ и аудитории для экзамена оборудуются системами видеонаблюдения; по решению государственной экзаменационной комиссии (ГЭК) ППЭ оборудуются системами подавления сигналов подвижной связи.
2. В день экзамена участник ЕГЭ должен прибыть в ППЭ не менее чем за 45 минут до его начала.
3. Допуск участников ЕГЭ в ППЭ осуществляется при наличии у них документов, удостоверяющих их личность, и при наличии их в списках распределения в данный ППЭ. Внимание! Свидетельство о рождении документом, удостоверяющим личность, не является. Примерный перечень часто используемых документов, удостоверяющих личность, приведен в приложении 11. При отсутствии у участника ЕГЭ документа, удостоверяющего личность, предупредите администрацию образовательной организации.
4. В день экзамена участнику ЕГЭ в ППЭ запрещается иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.
Рекомендуем взять с собой на экзамен только необходимые вещи. Необходимые личные вещи участники ЕГЭ обязаны оставить в специально выделенном в аудитории месте.
5. Участники ЕГЭ занимают рабочие места в аудитории в соответствии со списками распределения. Изменение рабочего места не допускается.
6. Во время экзамена участники ЕГЭ не имеют права общаться друг с другом, свободно перемещаться по аудитории и ППЭ; выходить из аудитории без разрешения организатора.
При выходе из аудитории во время экзамена участник ЕГЭ должен оставить экзаменационные материалы и черновики на рабочем столе. Запрещено выносить из аудиторий и ППЭ экзаменационные материалы или фотографировать их.
7. Участники ЕГЭ, допустившие нарушение указанных требований или иное нарушение установленного порядка проведения ЕГЭ, удаляются с экзамена. По данному факту лицами, ответственными за проведение ЕГЭ в ППЭ, составляется акт, который передаётся на рассмотрение председателю ГЭК. Если факт нарушения участником ЕГЭ порядка проведения экзамена подтверждается, председатель ГЭК принимает решение об аннулировании результатов участника ЕГЭ по соответствующему предмету. К дальнейшей сдаче экзамена по этому предмету участник в текущем году не допускается.
8. Экзаменационная работа выполняется гелевой, капиллярной или перьевой ручками с чернилами черного цвета.
9. Участник ЕГЭ может при выполнении работы использовать черновики и делать пометки в КИМ. Внимание! Черновики и КИМ не проверяются и записи в них не учитываются при обработке!
10. Участник ЕГЭ, который по состоянию здоровья или другим объективным причинам не может завершить выполнение экзаменационной работы, имеет право досрочно покинуть аудиторию. В таком случае организаторы приглашают члена ГЭК, который составляет акт о досрочном завершении экзамена по объективным причинам. В дальнейшем участник ЕГЭ, при желании, сможет сдать экзамен по данному предмету в дополнительные сроки.
11. Участник ЕГЭ, завершивший выполнение экзаменационной работы раньше установленного времени окончания экзамена, имеет право сдать ее организаторам и покинуть ППЭ, не дожидаясь завершения окончания экзамена.
12. Каждому участнику ЕГЭ вместе с экзаменационными материалами выдается форма для направления в ГЭК замечаний о нарушении процедуры проведения ЕГЭ. Форма заполняется участником ЕГЭ по завершении экзамена до выхода из ППЭ.
13. Результаты экзаменов по каждому предмету утверждаются, изменяются и (или) аннулируются по решению председателя ГЭК. Изменение результатов возможно в случае проведения перепроверки экзаменационных работ. О проведении перепроверки вы будете проинформированы. Аннулирование возможно в случае выявления нарушений при проведении экзамена. Если нарушение было совершено участником ЕГЭ, его результаты аннулируются без предоставления возможности пересдать экзамен в текущем году.
14. Ознакомление участников ЕГЭ с полученными ими результатами ЕГЭ по общеобразовательному предмету осуществляется не позднее трех рабочих дней со дня их утверждения председателем ГЭК.
15. Результаты экзаменов действительны 4 (четыре) года следующих за годом получения таких результатов.
16. Участники ЕГЭ – выпускники текущего учебного года, получившие неудовлетворительный результат по русскому языку или математике, могут быть допущены, по решению ГЭК, повторно к сдаче экзамена по данному предмету (только по одному) в текущем году в дополнительные сроки.
17. Участник ЕГЭ имеет право подать апелляцию о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ и (или) о несогласии с выставленными баллами в конфликтную комиссию.
18. Апелляцию о нарушении установленного порядка проведения экзамена участник ЕГЭ подает в день проведения экзамена члену ГЭК, не покидая ППЭ.
19. Апелляция о несогласии с выставленными баллами подается в течение двух рабочих дней со дня объявления результатов экзамена по соответствующему общеобразовательному предмету. Обучающиеся подают апелляцию о несогласии с выставленными баллами в образовательную организацию, которой они были допущены к ГИА, выпускники прошлых лет – по решению ГЭК в ППЭ или места, в которых они были зарегистрированы на сдачу ЕГЭ.
20. Участники ЕГЭ заблаговременно информируются о времени, месте и порядке рассмотрения апелляций.
21. В случае удовлетворения конфликтной комиссией апелляции участника ЕГЭ о нарушении установленного порядка проведения экзамена, председатель ГЭК принимает решение об аннулировании результата экзамена данного участника ЕГЭ по соответствующему общеобразовательному предмету, а также о его допуске к экзаменам в дополнительные сроки.
22. При установлении фактов нарушения установленного порядка проведения экзамена, которые могли повлечь за собой искажение результатов экзаменов всех участников ЕГЭ, председатель ГЭК принимает решение об аннулировании результатов ГИА по соответствующему учебному предмету для всех участников ЕГЭ и о допуске к экзаменам в дополнительные сроки участников ЕГЭ, непричастных к фактам выявленных нарушений.
23. В случае удовлетворения конфликтной комиссией апелляции участника ЕГЭ о несогласии с выставленными баллами принимается решение об изменении результата экзамена. В случае отклонения апелляции участника ЕГЭ о несогласии с выставленными баллами результат, который был до апелляции, сохраняется.
Расписание проведения единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена в 2014 году
Дата | ЕГЭ | ГВЭ |
Досрочный период |
||
20 апреля (вс) | ||
21 апреля (пн) | русский язык | русский язык |
22 апреля (вт) | ||
23 апреля (ср) | ||
24 апреля (чт) | иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский языки), география, химия, история | |
25 апреля (пт) | ||
26 апреля (сб) | ||
27 апреля (вс) | ||
28 апреля (пн) | математика | математика |
29 апреля (вт) | ||
30 апреля (ср) | ||
1 мая (чт) | ||
2 мая (пт) | ||
3 мая (сб) | ||
4 мая (вс) | ||
5 мая (пн) | информатика и ИКТ, биология, обществознание, литература, физика | |
6 мая (вт) | ||
7 мая (ср) | ||
8 мая (чт) | резерв: по всем предметам | |
9 мая (пт) | ||
10 мая (сб) | ||
11 мая (вс) | ||
12 мая (пн) | ||
13 мая (вт) | ||
14 мая (ср) | ||
15 мая (чт) | ||
16 мая (пт) | ||
17 мая (сб) | ||
Основной период |
||
18 мая (вс) | ||
19 мая (пн) | ||
20 мая (вт) | ||
21 мая (ср) | ||
22 мая (чт) | ||
23 мая (пт) | ||
24 мая (сб) | ||
25 мая (вс) | ||
26 мая (пн) | география, литература | русский язык |
27 мая (вт) | ||
28 мая (ср) | ||
29 мая (чт) | русский язык | |
30 мая (пт) | ||
31 мая (сб) | ||
1 июня (вс) | ||
2 июня (пн) | иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский языки), физика | математика |
3 июня (вт) | ||
4 июня (ср) | ||
5 июня (чт) | математика | |
6 июня (пт) | ||
7 июня (сб) | ||
8 июня (вс) | ||
9 июня (пн) | информатика и ИКТ, биология, история | |
10 июня (вт) | ||
11 июня (ср) | обществознание, химия | |
12 июня (чт) | ||
13 июня (пт) | ||
14 июня (сб) | ||
15 июня (вс) | ||
16 июня (пн) | резерв: иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский языки), обществознание, биология информатика и ИКТ | |
17 июня (вт) | резерв: география, химия, литература, история, физика | |
18 июня (ср) | резерв: русский язык | |
19 июня (чт) | резерв: математика | |
20 июня (пт) | ||
Дополнительный период |
||
7 июля (пн) | русский язык, химия, информатика и ИКТ | |
8 июля (вт) | ||
9 июля (ср) | математика, география, иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский языки) | |
10 июля (чт) | ||
11 июля (пт) | обществознание, литература, физика | |
12 июля (сб) | ||
13 июля (вс) | ||
14 июля (пн) | биология, история | |
15 июля (вт) | ||
16 июля (ср) | резерв: по всем предметам |
Особенности организации ППЭ для участников ЕГЭ с ограниченными возможностями здоровья
Вид заболевания |
Требования |
|||
Оформление КИМ |
Рабочее место |
Ассистент |
Оформление работы | |
Слепые | Перевод на шрифт Брайля | Отдельная аудитория, количество обучающихся в одной аудитории – не более 6 чел. | Ассистент-тифлопереводчик. Помогает занять рабочее место в аудиторииПереводит работу обучающегося и оформляет ее на бланке ЕГЭ установленной формы. | Участник оформляет экзаменационную работу на тетради рельефно-точечным шрифтом. |
Слабовидящие | Шрифт, увеличенный до 16-18 pt | Отдельная аудитория, количество обучающихся в одной аудитории – не более 12 чел. | Помогает занять рабочее место в аудиторииПереводит работу обучающегося и оформляет ее на бланке ЕГЭ установленной формы. | Участник оформляет экзаменационную работу на копиях бланков с шрифтом 16-18 pt |
Индивидуальное равномерное освещение не ниже 300 люкс | ||||
Каждому обучающемуся – увеличивающее устройство | ||||
С тяжелыми нарушениями слуха | нет | Наличие звукоусиливающей аппаратуры, как коллективного, так и индивидуального пользования | Ассистент-сурдопереводчик, осуществляющий при необходимости жестовый перевод и разъяснение непонятных слов. | Текстовая форма инструкции по заполнению бланков |
С тяжелыми нарушениями речи | нет | нет | нет | Текстовая форма инструкции по заполнению бланков |
С нарушениями опорно-двигательного аппарата | нет | Отдельные аудитории в ППЭ, должны находиться на 1 этажах.Количество обучающихся в одной аудитории – не более 6 человек | Ассистент, который может оказать помощь в фиксации положения в кресле, укрепить и поправить протезы и т.п. | |
В ППЭ – пандусы и поручни, в помещении – специальные кресла, медицинские лежаки – для детей, которые не могут долго сидеть | ||||
В туалетных помещениях также предусмотреть расширенные дверные проемы и поручни | ||||
Иные (диабет, астма, порок сердца, энурез, язва, сложные формы остеохондроза, сколиоза и др.) | нет | по рекомендациям врача | по рекомендациям врача | нет |
Данная информация была подготовлена в соответствии с нормативными правовыми документами, регламентирующими проведение ЕГЭ:
1. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2013 № 755 «О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования».
3. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.06.2013 № 491 «Об утверждении порядка аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, всероссийской олимпиады школьников и олимпиад школьников».
4. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2013 № 1400 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования».
Список государственных Вузов России, принимающих на учебу инвалидов (Рекомендации Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию РФ от 19.07.2005 года № 10-11/09-808).
Льготы для инвалидов в сфере образования.
Инвалиды 1 и 2 группы при поступлении в среднее профессиональное и высшее профессиональное государственное или муниципальное образовательное учреждение имеют право на внеконкурсное зачисление в случае успешной сдачи вступительных экзаменов, если такое обучение не противопоказано медицинским заключением. Гражданам из числа инвалидов, обучающимся в среднем или высшем профессиональном государственном или муниципальном учебном заведении, в обязательном порядке должна начисляться стипендия. Нуждаемость таких лиц в дополнительной поддержке должна также учитываться профсоюзным комитетом студентов при выделении материальной и иной помощи лицам из числа студентов.
Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.
Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов в специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов осуществляются в соответствии с государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов
Государственные органы управления образованием обеспечивают учащихся из числа инвалидов бесплатно или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой, а также обеспечивают им возможность пользования услугами сурдопереводчиков.
(статья 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ с изменениями от 28 декабря 2013 года; статья 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Настоящая памятка подготовлена Социально-Правовым Управлением Центрального Правления ВОИ и предназначена для Председателей региональных организаций ВОИ. Содержащаяся в памятке информация может быть использована в повседневной работе региональных организаций ВОИ с целью информирования инвалидов.
Москва Март 2014 год.