Выступление на заседании Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов 30 сентября 2014 года по теме «О совершенствовании механизмов обеспечения жилыми помещениями граждан с ограниченными физическими возможностями здоровья»
Судя по количеству писем от инвалидов и родителей детей-инвалидов, поступающих в Государственную Думу и Всероссийское общество инвалидов, жилищная проблема является главной (конечно, надо отметить, что и для большинства россиян вопрос очень актуальный).
И среди этих писем наибольшее количество писем приходит от инвалидов, имеющих проблемы с мобильностью, в первую очередь от инвалидов-колясочников. Для них проживание в неприспособленных для их нужд квартирах и, особенно, в домах без лифта лишает их возможности для нормальной жизнедеятельности (они не могут свободно передвигаться по квартире, без проблем пользоваться ванной и туалетом, самостоятельно выезжать на улицу). В этой ситуации усилия, которые предпринимаются в рамках Государственной программы «Доступная среда», в значительной степени не достигают желаемого успеха, так как многие инвалиды (и родители с детьми) не могут свободно выходить на улицу и пользоваться создаваемой «безбарьерной» средой.
Острота жилищной проблемы инвалидов-колясочников, подтверждена информацией из Свердловской области – результаты изучения условий проживания инвалидов-колясочников в этой области показали, что у 63,8% инвалидов отсутствуют условия доступной среды в жилье, а у остальных имеется лишь условная, либо частичная доступность. К сожалению, такая же ситуация практически во всех регионах. Даже, если в регионе активно ведется жилищное строительство, инвалиды (в том числе и колясочники) в значительной степени лишены возможности улучшить свои жилищные условия.
Остановлюсь на пяти проблемах (не затрагивая вопрос нового жилья, которое должно строится с учетом требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).
1.ПЕРЕЧНИ, дающие право на дополнительную площадь
В соответствии со статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидам, в том числе и инвалидам, передвигающимся на коляске, может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым Минздравом России. Однако в соответствии с Жилищным Кодексом Российской Федерации, эти инвалиды не имеют дополнительных оснований для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий и они могут быть приняты на учет в качестве нуждающихся только исходя из установленной учетной нормы.
Поэтому значительная часть инвалидов-колясочников, имея жилую площадь зачастую выше этой нормы (иногда на 1-2 кв. метра) лишены даже перспективы получить новое жилье.
В то же время в соответствии со статьей 58 Жилищного кодекса жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека инвалидам, имеющим заболевания, включенные в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
При этом наличие общей площади жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы не имеет определяющего значения для постановки их на учет. Таким образом, для инвалидов, входящих в данный Перечень, при постановке на учет на улучшение жилищных условий механизм реализации права на дополнительную площадь определен. Однако в этот Перечень не внесены инвалиды-колясочники и другие инвалиды с ограниченной мобильностью.
Необходимо объединить оба перечня, сделать единый перечень граждан, имеющих право на дополнительную площадь, которое должно учитываться при постановке в очередь.
И, безусловно, при выделении субсидий на приобретения жилья, необходимо учитывать право инвалида на дополнительную площадь, для чего внести соответствующие изменения в статью 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» и Постановление Правительства по этому вопросу.
2. НЕПРИГОДНОСТЬ ЖИЛЬЯ
В «Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, в пункте 54 указывается, что «для инвалидов и других маломобильных групп населения, пользующихся в связи с заболеванием креслами-колясками, отдельные занимаемые ими жилые помещения (квартира, комната) по заявлению граждан и на основании представления соответствующих заболеванию медицинских документов могут быть признаны комиссией непригодными для проживания граждан и членов их семей». Как правило, такое обследование просто не проводится (например, письмо инвалида-паралимпийца из Челябинска) или, если по заявлению инвалида обследование и проводится, оно в большинстве случаев заканчивается отрицательным для инвалида заключением.
На наш взгляд, это связано с тем, что в указанной формулировке отсутствуют четкие основания, по которым жилье инвалида может признаваться непригодными для его проживания. К сожалению, в санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» совершенно отсутствуют какие-либо требования к жилым зданиям и помещениям, связанных со специфическими потребностями инвалидов, в том числе и инвалидов-колясочников. Поддерживая предложение Минстроя о внесении дополнений в ЖК, считаю, что необходимо внести и соответствующие дополнения и в СанПиН. Желательно, чтобы эта работа не затягивалась и прошу внести соответствующую рекомендацию в решение Комиссии.
3. ДОСТУПНОСТЬ ИМЕЮЩЕГОСЯ ЖИЛЬЯ
Не секрет, что подавляющее большинство существующих домов недоступно для определенных категорий инвалидов. Приведу два возможных направления работы:
– Очень хорошо, что Минстрой начал работу по поиску решений по переселению инвалидов, которое могло бы обеспечить большую доступность жизни. Например, необходимо разработать механизм (применительно в муниципальному жилищному фонду в первую очередь) переселения при желании человека на первый этаж, если в доме отсутствует лифт, чтобы можно было потом решить проблему выхода человека из дома.
– На наш взгляд, необходимо больше внимания уделять разработке типовых решений по обеспечению доступности жилья. У нас большинство домов построено по типовым проектам – необходимо разработать четкие рекомендации, как можно максимально улучшить условия проживания инвалида, сделать типовые архитектурно-строительные решения по адаптации квартир.
4. ПОЛУЧЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
Учитывая значимость проблемы, также необходимо, чтобы данные вопросы учитывались в государственных программах по обеспечению жилья российских граждан, но не только по обеспечению доступности жилья для инвалидов, а по обеспечению дополнительных преференций инвалидам для получения жилья, в том числе и для его постройки.
Например, инвалиды жалуются, что несмотря на то, что в статье 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» записано, что «инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства», им при обращении по этому вопросу предлагали участвовать в аукционах. Необходимы изменения в Земельный Кодекс.
5. и последнее – ТЕРМИНОЛОГИЯ
В настоящее время началась работа (и я надеюсь, что она достаточно оперативно будет завершена) по актуализации свода правил СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Также в ходе этой работы должны быть внесены соответствующие изменения и в другие стандарты и СП, в первую очередь, указанные в Перечне национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Однако, в упомянутом СП говорится о доступности зданий для маломобильных групп населения, а в статье 12 данного ФЗ – «о доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения». Необходимо в данном случае – как и во всем другом законодательстве – выработать и в дальнейшем использовать единую терминологию в аналогичных ситуациях.
На мой взгляд, было бы правильно включить в решение Комиссии поручение Минтруду и Минстрою подготовить необходимые изменения законодательства.
Надеюсь, что принятые сегодня решения и последующее изменение законодательства РФ
позволят существенно улучшить ситуацию с доступностью жилья для инвалидов.
А.В. Ломакин-Румянцев, депутат ГД СФ РФ,
Председатель всероссийского общества инвалидов