Пациенты надеются. Перечни препаратов дополнили, но не для всех
Проекты ограничительных перечней лекарственных препаратов на 2016 год прошли процедуру общественного обсуждения и должны быть внесены в правительство. В них включено несколько новых препаратов, ряд других, напротив, исключен. Насколько полно отражены в этом потребности российских пациентов? Какие возможности предоставят те лекарства, которыми дополнили перечень?
Екатерина Алексеева, профессор, заведующая ревматологическим отделением Научного центра здоровья детей:
– Благодаря инновационным препаратам нам удается ставить на ноги даже самых тяжелобольных детей. И у нас на этот раз большая радость – в перечень ОНЛС включены целых три препарата с детскими формами. Это большая победа. Но пока не решена такая проблема: после их выписки из нашего центра шансы получать высокоэффективные лекарства, назначенные специалистами, у этих маленьких пациентов очень невелики. Детей, которые стали чувствовать себя лучше, лишают статуса инвалида, из-за чего они теряют право на бесплатные лекарства, а родители покупать их не могут. В результате состояние детей резко ухудшается. Хотелось бы, чтобы законодатели обратили внимание на эту проблему.
Давид Мелик-Гусейнов, директор центра социальной экономики:
– Ежегодную процедуру пересмотра прошли ограничительные перечни жизненно необходимых и важнейших препаратов (ЖНВЛП), обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС) и перечень по программе “7 высокозатратных нозологий”. Больше других оказался дополнен Перечень ЖНВЛП, в него внесено дополнительно 46 международных непатентованных наименований (МНН). Это лекарства для применения в онкологии, пульмонологии и даже применяемые для лечения зависимости от табака. Ряд лекарств выведен из перечня, например препарат для лечения гепатита С, что немало удивило профессиональное сообщество. 2015 год считается годом победы над этим заболеванием в мире во многом именно благодаря новым лекарствам, которые только сейчас выходят на российский рынок. Дополнительные возможности лечиться новыми препаратами получили и федеральные льготники. В обновленный перечень ОНЛС включено 17 новых МНН. Однако проблемы этой программы на сегодняшний день не столько в самих препаратах, сколько в нежелании льготников ею пользоваться. Значительная их часть отказывается от лекарственного обеспечения в пользу денежной компенсации, одновременно переключаясь на региональные программы государственных гарантий. В перечень лекарственных препаратов для программы “7 нозологий” включено новое средство, применяемое в качестве первой линии терапии у больных рассеянным склерозом. На заседании комиссии специалист, защищавший эту позицию, убедительно презентовал его социальную важность. Однако в очередной раз в эту программу не попали препараты для лечения хронического миелоидного лейкоза. Резистентность больных в этой нозологии на препарате первой линии уже достигает 40%. Но государство пока не торопится расширять гарантии и помогать тем, кто уже не может обходиться базовой терапией.
Алла Рудакова, профессор кафедры управления и экономики фармации Санкт-Петербургской химико-фармацевтической академии:
– В условиях недостаточного финансирования здравоохранения очень важно найти баланс интересов производителей лекарственных препаратов, пациентов и организаторов здравоохранения. Именно фармакоэкономические исследования позволяют обосновать необходимость увеличения бюджетных затрат на медицинские вмешательства. Это позволит нам перейти к научно обоснованному лекарственному обеспечению и позволит реально улучшить прогноз наших пациентов. Безусловно, стоимость лечения инновационными препаратами очень высока. Но эти затраты эффективны, они приводят к увеличению средней продолжительности жизни и улучшению ее качества. Мы живем в условиях жесткого недофинансирования здравоохранения. И отчасти это является причиной того, что средняя продолжительность жизни в России ниже, чем в странах Западной Европы. Исправить ситуацию возможно только увеличением доступности для пациентов инновационных препаратов. В действующем перечне таких препаратов пока недостаточно.
Увеличить среднюю продолжительность жизни можно только ростом доступности инновационных препаратов
Роза Ягудина, заведующая кафедрой организации лекарственного обеспечения и фармакоэкономики Первого Московского государственного медицинского университета им. Сеченова:
– В проекте перечня ЖНВЛП внесены и инновационные средства. Например, препарат для лечения хронического лимфолейкоза с новым механизмом действия. Он более эффективен, особенно для пациентов с устойчивостью к применяющейся сейчас терапии.
Он, конечно, гораздо дороже, но соотношение цена-эффективность у него хорошее. Дополнен перечень и комбинированным препаратом для ВИЧ-инфицированных пациентов, который повышает их приверженность лечению, потому что вместо нескольких таблеток можно будет принимать всего одну. Нередко пациенты прекращают лечение именно из-за того, что приходится принимать слишком много таблеток, а это не только снижает эффективность лечения, но и расходует средства государства впустую. В проекте перечня ЖНВЛП внесены и инновационные средства и новые лекарственные формы. Это несомненно повысит их доступность для пациентов, хотя и не гарантирует финансирования таких закупок. Но в любом случае важно, что комиссия по формированию перечня учла нужды пациентов. Постановление правительства, которое детально прописало процедуру подготовки и принятия ограничительных перечней, значительно повысило ее прозрачность и возможность для общества контролировать весь процесс. Решение по каждой заявке принимается по сумме баллов, которые препарат набирает после экспертиз. Однако какую сумму баллов должен набрать препарат, в постановлении не определено – это минус.
Сергей Яковлев, профессор кафедры госпитальной терапии № 2 Первого Московского медицинского университета им. И.М. Сеченова:
– В мире стремительно распространяется устойчивость к антибиотикам. Чтобы арсенал лечения инфекционных заболеваний был полным, в дополнение к 35 антибиотикам, уже входящим в перечень ЖНВЛП, необходимо включить еще пять. В новый проект внесен пока лишь один, но зато самый необходимый. Надеемся, что при следующих пересмотрах комиссия учтет наши потребности и в других четырех.
Чем больше современных препаратов в перечнях, тем больше возможностей подобрать эффективное лечение
Николай Дронов, председатель исполнительного комитета межрегиональной общественной организации “Движение против рака”:
– В работе комиссии в этом году есть очевидные позитивные сдвиги – к включению в перечень ЖНВЛП и другие списки рекомендовано больше противоопухолевых препаратов. К сожалению, даже этого расширенного списка недостаточно, чтобы нашим онкологическим пациентам стали доступны многие современные методы терапии.
Данил Блинов, генеральный директор компании Pfizer в России, вице-председатель совета директоров AIPM:
– Стремление государства придерживаться принципа доступности качественной и бесплатной медицинской помощи сложно переоценить. С уверенностью можно сказать, что включение препаратов в перечни является эффективным инструментом контроля цен. Министерство здравоохранения России планомерно движется к более открытой процедуре включения лекарственных средств в перечни, которая основывается на объективных клинических и фармакоэкономических критериях.
Нужно продолжать развивать в этом направлении систему оценки технологий здравоохранения для обоснованного присутствия препаратов в программе государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. Наличие лекарств в перечнях позволяет государству регулировать цену на них и повышать доступность эффективных препаратов, в том числе инновационных, большинство из которых сегодня производится за рубежом.
В результате пересмотра перечней ЖНВЛП и ОНЛС стало очевидно, что локализация лекарственного препарата на территории Российской Федерации является одним из наиболее важных показателей для его включения в перечни. В связи с чем возникает вопрос, не является ли данный критерий преградой для развития отечественной фармацевтической индустрии?
Ведь не секрет, что локальные компании предпочитают производить препараты, уже включенные в перечни, а это в свою очередь стимулирует развитие локальной фармацевтической отрасли и привлекает в страну дополнительные инвестиции. С другой стороны, чем больше современных инновационных препаратов в перечнях, тем больше возможностей у врача подобрать наиболее эффективную терапию для конкретного пациента.
Кроме того, регулирование цен позволяет обеспечить ценовую доступность этих лекарств для тех пациентов, которые платят за лечение сами. Включение инновационных препаратов в перечни и более широкое их использование в клинической практике будут способствовать выполнению главной задачи здравоохранения – снижению основных показателей смертности, инвалидизации, заболеваемости и повышению продолжительности и качества жизни в нашей стране.
Ольга Неверова
Источник: Российская газета