К 2020 году все дети с ОВЗ получат возможность учиться
В Министерстве образования и науки РФ состоялась встреча Вениамина Каганова, заместителя министра образования и науки России и Ирины Терехиной, заместителя директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей с представителями ведущих общественно-политических и специализированных СМИ. В рамках встречи были озвучены итоги реализации ФЦПРО 2011-2015 гг, а также план работы ведомства на период до 2020 года.
За период с 2011 по 2015 гг. значительно увеличилось число общеобразовательных школ, в которых созданы условия для инклюзивного обучения детей-инвалидов. Если в 2011 году их насчитывалось чуть более 2 тысяч, то в текущем году число инклюзивных школ выросло до 9111 тысяч.
Кроме того, на 15,58% увеличилось число детей с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся инклюзивно в общеобразовательных школах. Положительная динамика наблюдается и в рядах педагогического состава: количество специалистов, работающих с детьми с ОВЗ, неуклонно растет.
ФЦПРО – один из главных инструментов реализации государственной политики в вопросах социализации детей. Если ранее в обществе превалировал подход замалчивания реально существующих проблем, то сейчас ситуация кардинально меняется, отметили представители Минобрнауки.
“На сегодняшний день у нас однозначная позиция: нет детей необучаемых, а, следовательно, тех, которых мы не должны и не можем обучить. Сейчас от понятия “доступная среда”, где основное внимание уделяется доступности пространства, мы переходим к формату “доступная услуга”, когда речь идет непосредственно о доступности качественного образования”, − отметил Вениамин Каганов.
В рамках реализации госпрограммы созданы и поддерживаются более 80 стажировочных площадок по семи направлениям социализации детей. На их базе за пять лет повышение квалификации прошли более 30 тыс. педагогов и руководителей системы образования. Вопрос нехватки квалифицированных кадров постепенно становится менее острым. В 2015 году курсы повышения квалификации пройдут более 10 тысяч специалистов.
В настоящий момент одна из ключевых тем — готовность общеобразовательных школ принять детей с ОВЗ. Утвержден ФГОС, согласно которому с 1 сентября 2016 года во всех школах должны быть созданы условия для обучения таких детей. Сегодня ФГОС проходит апробацию в 300 школах по всей стране.
“Это подразумевает и доступность пространства, и доступность услуги за счет привлечения квалифицированных кадров. Безусловно, это потребует значительных, в том числе, финансовых, усилий, от регионов. Но мы помним, что решаем очень важную для нашего общества задачу”, — подчеркнул Вениамин Каганов.
О планах развития программы “Доступная среда” на 2016 – 2020 годы рассказала Ирина Терехина. В этом вопросе своими ключевыми приоритетами ведомство считает: проведение курсов повышения квалификации; обучение специалистов психоло-медико-педагогических комиссий новым квалификациям, повышение доступности и качества профессионального обучения, среднего профессионального образования и высшего образования для студентов с инвалидностью.
По словам Ирины Терехиной, благодаря реализации этой программы к 2020 году 100% детей-инвалидов дошкольного и школьного возраста получат возможность учиться.