Особый пассажир
По словам одного из авторов документа – зампреда Комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Михаила Терентьева – после ратификации Россией Конвенции ООН о правах инвалидов в 2014 году был принят целый ряд законов, облегчающих инвалидам доступ на транспорт. На железной дороге до настоящего времени помогать инвалидам должны были сотрудники владельца инфраструктуры. Однако практика показывает, что на большом количестве станций (особенно, пригородных) помощь маломобильному гражданину оказать некому – персонала владельца там нет. РЖД уже заказывает вагоны с подъемными устройствами. Чтобы персонал перевозчика оказал помощь инвалиду при посадке в поезд и высадке, “он должен заявить при покупке билета”, что нуждается в такой услуге. Посадка и высадка, считает Терентьев, “скорее всего, будет происходить через первый вагон”.
“Сейчас прорабатывается вопрос о приобретении билетов для инвалидов через Интернет, где они обязаны заявляться. Работники вокзала будут знать, что на данный поезд в данное время прибудет инвалид, где его будут встречать”, – пояснил Виктор Зуев, консультант отдела развития пассажирского комплекса минтранса.
Глава Комитета СФ по социальной политике Валерий Рязанский считает, что перевозчика должна стимулировать ответственность за невыполнение положений закона. “Если уровень ответственности будет прописан небольшой, никто ночью не будет дежурить, встречать, и мы получим ту же самую картинку, что и сейчас”, – считает он.
По словам Терентьева, сейчас в законодательстве есть административная ответственность за неоказание помощь инвалидам на транспорте – в размере 5 тысяч рублей для физических лиц и 30 тысяч рублей для юридических. При этом, если в суде будет доказан факт дискриминации по признаку инвалидности, виновный может понести уголовную ответственность вплоть до пяти лет лишения свободы.