Ученые нашли древнейшее свидетельство сочувствия и сострадания
Найденный исследователями череп ребенка может стать древнейшим свидетельством мозговой травмы у человека современного типа, сообщает журнал PLoS ONE. Ученые Национального центра научных исследований Университета Бордо во Франции во главе с антропологом Элен Кокеньо (Hélène Coqueugniot) изучили сделанные при помощи компьютерной томографии трехмерные изображения черепа ребенка, умершего 100 тысяч лет назад и обнаруженного в израильской пещере Кафзех.
3D-изображения показали, что малыш перенес травму, нанесенную тупым предметом, — часть кости черепа была продавлена внутрь. Неизвестно, было ли это одним из примеров жестокого обращения с детьми или просто несчастный случай.
Детальное изучение челюсти и зубов показало, что ребенку было 12 или 13 лет, когда он скончался, но объем мозга достигал лишь размеров семилетнего ребенка, вероятно, потому, что полученное увечье остановило его рост. Также черепно-мозговая травма привела к трудностям в управлении движениями и процессом говорения, вызвала изменения личности и ослабила социальные функции человека.
Учитывая повреждения мозга, он или она (пол ребенка неизвестен), вероятно, был(а) не в состоянии заботиться о себе, и, таким образом, его (ее) близкие потратили годы на заботу о маленьком ребенке. Эти признаки заботы о человеке с ограниченными возможностями указывают на то, что корни человеческого сочувствия и сострадания уходят в глубокую древность. Несмотря на тяжелую инвалидность о человеке заботились и при жизни, и после смерти. Неспособность существовать без чужой помощи не помешала ребенку эпохи палеолита прожить еще несколько лет после травмы головы. И когда он умер, кто-то захотел почтить его память, помещая оленьи рога ему на грудь — погребальный маркер, найденный на месте захоронения.
Однако данная находка является не самым древним примером заботы о больном человеке. 500-тысячелетний ископаемый человек, останки которого были найдены в испанском знаменитом могильнике Расщелина костей (Sima de los Huesos), благодаря заботе близких прожил до 5 лет, несмотря на врожденную деформацию мозга.