Государство захлебнется в детях-инвалидах
Минздрав и Минтруд обещают, что с 1 января 2016 года будет изменен скандальный приказ Минтруда России №664н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».
Изменения коснутся присвоения детям статуса «инвалид»: приказ №664н действует с 1 января 2015 года. Он явился революционным в системе детского здравоохранения, так как отменил взаимосвязь между диагнозом и инвалидностью. Вместо диагноза врачам при установлении инвалидности теперь следует руководствоваться общим состоянием больного ребенка: если какая-то функция организма нарушена не более чем на 30%, инвалидность ребенку сегодня не дают.
Таким образом, без инвалидности (а значит, и без бесплатных лекарств, пенсии и права посещать мероприятия по бесплатной реабилитации) остаются дети с тяжелейшими и даже смертельными заболеваниями.
В итоге даже те дети, которых лекарственной терапией можно спасти, начав ее как можно раньше, необходимые лекарства не получают. Приказ вызвал шквал критики среди родителей инвалидов. И вот теперь его обещают изменить.
В разряд инвалидов могут попасть дети с 6 тыс. различных заболеваний. Прописать все эти болезни непросто. К новому году чиновники точно не успеют. Пока речь идет только «о некоторых» заболеваниях, которые включат в обязательный список, дающий ребенку право на инвалидность, их озвучено всего четыре: это диабет, астма, фенилкетонурия и заячья губа. А где остальные почти шесть тысяч? А значит, приказ снова подвиснет в воздухе и инвалидность по большему ряду заболеваний по-прежнему будет ставиться на основании «симптомов» и «нарушенных функций».
Весь год родители детей-инвалидов писали письма во все инстанции: ребенок-инвалид получал лекарства бесплатно, но как только его состояние улучшалось, инвалидность с него снимали, отнимая тем самым возможность бесплатного лечения и реабилитации, до того момента, когда здоровье ребенка ухудшалось настолько, что его снова можно было признать инвалидом.
Желание Минтруда и Минздрава сэкономить вполне понятно – в стране кризис, а количество детей-инвалидов растет. С 1 января 2015 года их число увеличилось с 590 тыс. до 604 тысяч.
Этим ростом и озабочены чиновники – расходы велено сокращать, а здесь инвалид на инвалиде.
Обязанности по реабилитации детей-инвалидов федеральный центр перекинул на регионы. А у регионов денег нет. В итоге даже от участия в предложенных центром федеральных программах многие регионы отказываются, ссылаясь на отсутствие средств, констатирует заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Людмила Бокова.
Анна Александрова